В РИТМЕ ТАНЦА
Величественный атриум Музыкального театра имени
Станиславского и Немировича-Данченко как нельзя лучше подходит для танцевальных
праздников: классическая архитектура старинных зданий, обступивших перекрытый крышей
двор, мраморный пол… Кажется большой удачей, что именно здесь прошел
гала-концерт Международного танцевального благотворительного фестиваля «Inclusive Dance».
3 декабря в театре уже с полудня кипела жизнь. С 13 до 17
часов для финалистов фестиваля проходили мастер-классы и творческие мастерские. Их вели признанные
специалисты в области хореографии для людей с ОВЗ – директор группы «Share
Music Sweden» (Швеция) София Александерсон, руководитель ансамбля «ArtEssenzialeDansa» (Италия) Надя
Гаглиарди, руководитель ансамбля «Sensitive» (Казахстан) Ольга Ростовщикова, руководитель Центра
социокультурной анимации «Одухотворение» (Москва), инициатор проведения
фестиваля Леонид Тарасов… Четыре часа танцоры и их педагоги, съехавшиеся из 22
регионов России, обменивались опытом, осваивали новые приемы танца, новые методы
ведения занятий… Затем – небольшая передышка и главное событие дня:
гала-концерт.
Его открыл один из двух обладателей Гран-при фестиваля,
липецкий ансамбль «Параллели». Жесткая, динамичная композиция «Возьми меня за
руку» на песню группы «Ночные снайперы» «Южный полюс» задала ритм и уровень
всего концерта. Солистка группы показала, что в танце (как, впрочем, и в жизни)
колясочник может быть не только ведомым, но и ведущим – волевым, упрямым,
сильным. Выдержанный в стиле contemporary dance, этот танец поразил еще одним
открытием: оказывается, человек, передвигающийся на коляске, может танцевать и
без нее, вместе со всеми выполняя движения сидя или лёжа на полу. При этом эстетическую
нагрузку несет даже момент перемещения с коляски на пол и обратно.
А Даниил Акинфеев и Оксана Столярова, участники ансамбля из
Череповца «Неразлучные друзья» (другого обладателя Гран-при) исполнили свой
танец «Емеля» весело, легко, но без новаций. Впрочем, их от ребят никто и не
ждал, ведь они оказались самыми юными участниками концерта.
Следует отметить: именно дети срывали на гала-концерте самые
продолжительные овации. И дело тут не только в возрасте и обаянии, но и в
бесшабашной готовности шагнуть за пределы собственных возможностей. Всеобщий
восторг вызвал танец «Старший брат» дуэта воспитанников циркового коллектива
«Надежда» из города Абинск Краснодарского края. У обаятельного и легкого Вити
Шумилова, исполнившего роль старшего
брата, нет кисти правой руки. Несмотря на это, он лихо выполнял сложные
акробатические сальто и при этом по-братски оберегал партнершу, хрупкую Лизу Чиркову.
Взрослые же соревновались в изобретательности, стремясь
включить в танцевальное действо людей с самыми сложными нарушениями развития.
Так, в ансамбле Санкт-Петербургской Академии реабилитации и социальной
хореографии «Аревик» превратили людей на колясках в … матрёшек и таким образом
органично встроили их в танец «Русские матрешки». А руководители студии
«Танцующий дом» (Москва) сделали своих маленьких воспитанников участниками
веселого карнавала, на котором каждый может веселиться и дурачиться, как ему
вздумается.
Впрочем, на гала-концерте было немало номеров, во время
которых нормальные зрители попросту забывали об «особенностях» артистов,
наслаждаясь красотой танца. (Ненормальные же ломали голову, пытаясь угадать,
что же у этих танцоров «не так».) Таковы были композиции «Выйду я на улицу»
группы «Сюрприз» (Кировская область), «В стиле танго» ансамбля «Отражение» из
Нижнего Новгорода, зажигательный «Ча-ча-ча» ансамбля «Sensitive» (Казахстан), национальный танец «Ехор» в исполнении
коллектива из Бурятии «Урагшаа»...
Были и приглашенные «звезды» - группа «Фабрика» и участник
телепроекта «Голос» Николай Тимохин. Молодежь восприняла их появление с
радостью. Мне же они показались похожими на золотые коронки среди зубов:
блестит и престижно, но – чужеродно.
В целом же гала-концерт был хоть и самой важной, но отнюдь
не единственной частью заключительного этапа программы фестиваля «Inclusive Dance». Накануне в гостинице
«Аквариум» МВЦ «Крокус Экспо», где остановились иногородние участники,
состоялся круглый стол «Инклюзивный танец: в поисках путей развития и
интеграции». Проведение обмена мнениями по этой теме давно назрело. Как
показывает анализ заявок коллективов, участвующих в фестивале, многие из них
существуют более десятка лет и накопили немалый опыт деятельности в этой сфере.
Примечательно, что значительная часть коллективов
плодотворно работает в небольших провинциальных городах и даже сёлах. Например,
ансамбль «Грация» возник более 10 лет назад в городе Чусовой Пермского края.
Его организаторами стали бывший танцор Вячеслав Колосов и активист инвалидного
движения Валерий Соболев. «На этом фестивале наша пара Вячеслав Колосов – Амина
Кокшарова стали лауреатами II
степени, – радуется В. Соболев. – Кроме того, мы с Вячеславом получили диплом
за видеофильм об ансамбле. В нем сейчас постоянно занимается 14 человек. А еще
у нас в Чусовом есть хор… Так что культурой мы увлекаемся! Увлекаемся и бизнесом.
Жить-то надо. И не просто жить, а содержать и танцевальный ансамбль, и хор.
Шить те же костюмы… На блюдечке-то нам никто не поднесет». Для таких
коллективов победа на международном фестивале – еще и весомый козырь в борьбе
за выживание.
Для пропаганды идей инклюзивного танца организаторы
фестиваля, помимо основного, объявили четыре специальных конкурса для художников, фотографов,
журналистов и видеорежиссеров, работающих в этой теме. Итоги этой части
фестиваля были подведены в Государственном центре «Преодоление» имени Н.
Островского на открытии выставки «Синтез инклюзивных искусств». «Конечно, мы бы
хотели, чтобы в наших конкурсах участвовали самые успешные российские мастера
пера, живописи и графики, а также мастера из других стран, – отметил ведущий
церемонии, член оргкомитета фестиваля, руководитель проектов Центра
взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство»
Виктор Леонов. – Но, к сожалению, пока снимают и пишут друзья о друзьях».
Сказано точно. Однако это не преуменьшает значения попытки привлечь внимание к
теме. К примеру, рассказ о солистах танцевального коллектива
"Одухотворение" Ольге Лоевой и Леониде Тарасове стал частью
документального фильма «Про танцы», премьера которого состоялась 24 ноября в
Доме кино. (Отрывки из фильма можно было увидеть и на фестивале.) Это ли не
воплощение основной идеи фестиваля – единения в танце самых разных людей?
Наконец, говоря о фестивале, нельзя не отметить основную его
движущую силу – волонтеров. Десятки успешных молодых людей целый год отдавали
свое свободное время и силы, чтобы Inclusive Dance из мечты превратился в
реальность. Они ездили в гости к ансамблям, провели мастер-классы инклюзивного
танца в Москве, Подольске (Московская область), Минусинске (Красноярский край),
Сыктывкаре (Республика Коми), Череповце (Вологодская область), Новороссийске
(Краснодарский край), Караганде (Казахстан) и даже в Новарре (Италия). Они же
готовили печатную продукцию фестиваля, размещали материалы на сайтах и в
соцсетях, вели переписку и встречали участников на вокзалах… Так что совершенно
прав руководитель проекта Леонид Тарасов, называя фестиваль «волонтерским». К
слову, значительную часть волонтерского сообщества фестиваля составили люди с
инвалидностью.
«Для меня большая честь участвовать в фестивале. Мне здесь
очень, очень понравилось! Думаю, что именно так и нужно отмечать Международный
день инвалидов! Хочу сказать огромное спасибо всем, кто организовал этот
замечательный праздник», – призналась со сцены в атриуме театра Станиславского
и Немировича-Данченко София Александерсон. И прибавила: «Надеюсь, он не будет последним». Под этими
словами с удовольствием подписались бы все, кто был в зале.
Фото волонтеров ЦСА «Одухотворение»