НЕФОРМАТ
О велокоманде «Кентавр» из города Киров я впервые услышала около двух лет назад. Узнала, что в нее входят ребята с последствиями ДЦП, большинство из которых катается на трехколесных лежачих велосипедах с ножным приводом – рикамбентах. Спустя год с небольшим на просторах Интернета я познакомилась с организаторами команды, Андреем Журавлевым и Михаилом Обатниным. Они оказались симпатичными остроумными парнями, увлеченными своими «покатушками» на железных конях. Посмотрев их фото, я поняла, откуда взялось название: велосипеды действительно стали «ногами» для людей, чья возможность передвигаться на своих двоих сильно ограничена.
Однако решение написать пришло не сразу. Последней каплей стал рассказ Андрея в соцсетях о том, как трудно команде пробиться на какие бы то ни было соревнования: где-то отказывают потому, что у ребят инвалидность, где-то ссылаются на то, что длинные тяжелые рикамбенты могут представлять опасность для бегунов и обычных велосипедистов. Следует оговориться: спортсмены из Кирова не претендуют в состязании со здоровыми на места и медали, им важно показать себя, привлечь внимание спортивного сообщества к этому необычному для России виду массового спорта. Тогда всеобщее отношение к «Кентавру» Андрей метко обозначил одним словом – «неформат»…
Узнав о проблеме (дело было в начале мая), я тут же посоветовала ребятам заявиться на спортивный фестиваль «Воробьевы горы». Идея была подхвачена, и уже 24 мая в одной из тенистых аллей «Лужников» я беседовала сразу с четырьмя кентаврами – Андреем Журавлевым, Михаилом Обатниным, Александром Стуковым и Еленой Нориной, а также с примкнувшим к ним велосипедистом из Москвы Виктором Махневым.
Екатерина Зотова: Для начала, давайте назовем несколько цифр: возраст команды, состав, достижения...
Андрей Журавлев: Команда существует три года. За это время ее состав увеличился с двух человек (я и Миша) до шести, а самое главное – мы стараемся активно выступать на местных, российских, и международных мероприятиях. Нас знают в Кирове, Москве, Перми, Дубне и даже в Одессе.
Е.З.: А что было до того, как вы увлеклись велоспортом?
А.Ж.: До этого мы с Мишей занимались компьютерами.
Е.З.: Неплохая смена увлечений!
Михаил Обатнин: Всё просто: занимались мы, занимались и поняли, что это – вредно, развивается гиподинамия. Вот мы и решили переключиться на велосипеды.
Е.З.: Где же вы взяли таких коней?
А.Ж.: Посмотрели в Интернете, на чем мы могли бы кататься, и выбрали велотрайки, на которых можно ездить полулежа. Но серийно они производятся только на Западе и стоят порядка 3000 $. Мы продолжили поиски и нашли сайт velomobile.org, через который вышли на конструкторов и любителей трайков. Три трайка нам собрал инженер-танкостроитель. Причем делает он это, не видя нас, по замерам и фото!
Е.З.: То-то они у вас такие мощные!
А.Ж.: Ну да… А Витин велосипед (Андрей показал на Виктора Махнева) делал специалист в области авиации… Кстати, себестоимость наших «коней» в три раза дешевле западных…
Е.З.: Вы покупали их за свой счет?
А.Ж.: Нет, за счет спонсоров. Но это – отдельная история. Когда мы с друзьями решили заняться велоспортом, то написали о своей идее олимпийской чемпионке Светлане Журовой. Она была тогда сенатором Совета Федерации от Кировской области и ее поддержка для команды очень важна. Первый трайк нам оплатил губернатор Кировской области Никита Белых. Два других – благотворительные фонды. Так и пошло… Вообще нам помогает множество людей. Недавно город выделил место под гараж для велосипедов, а деньги на его покупку и установку (около 35 тысяч рублей) собирали всем миром. Собрали, кстати, за неделю… Подготовить технику к этим соревнованиям помогли сотрудники магазина "Велопрофи". Особое спасибо за бескорыстную помощь Косте и Диме!!!
– Мне меньше повезло, я покупал велик за свои бабки, – вступил в разговор Виктор Махнев.
Е.З.: Итак, трайки появились, что дальше?
А.Ж.: Первые полтора года мы просто катались по Кирову и окрестностям. А потом решили заявить о себе…
Е.З.: Но ведь выезды – дело недешевое…
М.О.: Да, чтобы куда-то поехать, мы арендуем микроавтобус. Но поездки на соревнования нам оплачивает областной спорткомитет, при котором мы состоим. Это – благодаря Светлане Журовой. Стараемся использовать средства по максимуму. Отсюда, например, сразу поедем в Ижевск, на чемпионат России по паравелоспорту среди людей с поражением опорно-двигательного аппарата.
Е.З.: А как вам «Воробьевы горы»?
А.Ж.: Фестиваль замечательный! Правда, трасса маловата – всего 5 км.
В.М.: Если в Одессе узнают, что мы на такой трассе выступали, – засмеют!..
Е.З.: А много таких, как вы?
А.Ж.: Одиночки есть в разных городах. Но, насколько я знаю, мы – единственная команда в России, которая катается на рикамбентах. И увеличить состав пока не удается – нет желающих. Хотя, чтобы привлечь внимание, мы в мае даже устроили флешмоб на главной площади Кирова… На обычных трехколесных велосипедах катается гораздо больше народа…
Е.З.: Что вы пожелаете тем, кто тоже захочет кататься на рикамбентах?
В.М.: Прежде всего – не бойтесь!
М.О.: Ищите друзей, единомышленников – и заявляйте о себе! Как только люди поверят, что ваши намерения серьезны, обязательно помогут!
Перед стартом я не стала мучить ребят подробными расспросами о проблемах. Хотя без недоразумения не обошлось и на «Воробьевых горах»: организаторы потеряли заявку команды на участие в заездах. Улаживала его мама Андрея. Эта пожилая, но очень энергичная женщина одна сопровождала команду в поездке, решая все организационные и бытовые вопросы.
Подчеркну: без активной поддержки родителей «Кентавра» и многих похожих команд просто не было бы на свете. Простейший пример: при установке гаража возникли трения с жителями окрестных домов, которые вызвали полицию. Приехав, доблестные стражи порядка не пожелали общаться с Андреем и Мишей, у которых нарушена речь. Пришлось звонить родителям, чтобы те ответили на возникшие вопросы…
Дебют на «Воробьевых горах» для «Кентавра» оказался не слишком удачным. Претендовавший на третье место Михаил Обатнин упал на повороте и стал только четвертым. Но в целом ребята остались довольны поездкой. «Мы два раза катались в Парке Горького, оценили велодорожки и безбарьерку - все очень хорошо. Еще посетили Поклонную Гору - давно хотел там побывать. Всего по Москве проехали 54 км» – рассказал в Фейсбуке Андрей Журавлев.
Еще сложнее сложилось выступление в Ижевске, хотя именно там команда завоевала первые в своей истории медали. «Лена Норина стала чемпионкой в индивидуальной гонке с раздельным стартом в классе C3 (на двухколесном велосипеде), – сообщил Михаил Обатнин, – Саша Стуков стал серебряным призером в групповой гонке в классе Т2 (трехколесный велосипед)! Я показал третий результат в гонке на 32 км среди мужчин в группе трайков. Но поскольку рикамбенты не допускаются на этом соревновании (и на всех остальных, которые проходят под эгидой UCI) и я выступал вне конкурса, то судья сказал, что моего результата не будет в итоговом протоколе и потому о нем никто не узнает. Жаль…»
Итак, даже в паравелоспорте часть команды «Кентавра» оказалась в неформате. Логика проста: организаторы соревнований ориентируются на международные классификации, и интересы конкретных спортсменов им не важны. Хочешь соревноваться – пересаживайся на стандартный снаряд, не можешь с ним справиться – твои проблемы. Впрочем, о чем говорить, если даже у «форматных» спортсменов – участников чемпионата (их в России меньше полусотни) куча проблем, из которых самая острая – отсутствие трасс для тренировок?
На мой взгляд, усилия «Кентавра» по популяризации активного образа жизни среди инвалидов заслуживают всемерной поддержки. Сейчас команда держится на энтузиазме спортсменов, их родных и друзей. Но для полноценного развития массового велоспорта этого недостаточно. Необходимы, как минимум, места для хранения техники и трассы для тренировок. Последнее особенно важно, так как сегодня наматывать километры всем, кто катается на трехколесных велосипедах разных конструкций, приходится в основном по проезжей части улиц, со всеми вытекающими отсюда рисками. Думается, что создание подобной инфраструктуры – вопрос не столько средств, сколько желания развивать виды спорта, доступные для всех. Развивать не ради рекордов, а для того, чтобы поддержать здоровье миллионов россиян, которые не могут кататься на обычных велосипедах, плавать в обычных бассейнах, играть в обычный волейбол… Кстати, четырехколесные веломобили, которые дают на прокат в Парке Горького, пользуются большой популярностью…
Слева направо: Михаил Обатнин, Александр Стуков, Андрей Журавлев и Елена Норина.
Фото автора.