Воскресенье, 28.04.2024, 21:45

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2013

    ОТЧЕТ О ДОСТИГНУТОМ ИЛИ ТОЧКА ОТСЧЕТА?
    15.12.2013, 17:01

    ОТЧЕТ О ДОСТИГНУТОМ ИЛИ ТОЧКА ОТСЧЕТА?

     

    Это – не каламбур, а название доклада председателя правления некоммерческой организации «Национальный центр проблем инвалидности» Александра Евгеньевича Лысенко на пленарной сессии «Конвенция ООН о правах инвалидов: путь от ратификации к внедрению международных принципов и норм в Российской Федерации», прошедшей в рамках Х юбилейного российского научно-образовательного форума  «Мир людей с инвалидностью».

     

    «В следующем году Россия должна представить доклад в ООН о мерах, которые приняты во исполнение Конвенции ООН о правах инвалидов, – напомнил он собравшимся. – Для этого нужно провести мониторинг. В Минсоцзащите разработана методика подготовки доклада. К 1 апреля 2014 года информация должна быть собрана, а до 1 июля проект Доклада должен быть направлен в Министерство иностранных дел. После процедуры согласования с профильными министерствами и ведомствами он будет направлен Генеральному секретарю ООН.

    Наша главная задача – собрать все мнения. Как правило, власть говорит о том, что у нас хорошо. Действительно, в последние годы сделан ощутимый рывок вперед. С другой стороны, общественные организации инвалидов видят проблемы, которые так и остались нерешенными. Эксперты должны объективно проанализировать и плохое, и хорошее. Когда все три направления соединяются, достигается та золотая середина, которая и должна быть отражена в докладе».

    На этой сессии выступление А.Е. Лысенко, прозвучавшее в середине заседания, стало ключевым. Признанный эксперт, более 20 лет занимающийся проблемами реабилитации инвалидов, он сформулировал ключевые направления, по которым должен идти процесс выполнения требований Конвенции в России. Так получилось, что остальные докладчики отражали в своих выступлениях лишь отдельные элементы этого процесса.

     

    Дискриминации – нет?

    Первой в перечне А.Е. Лысенко оказалась проблема дискриминации инвалидов. «Одна из важнейших статей Конвенции – статья о равенстве и недискриминации, – подчеркнул он. – Люди с инвалидностью не имеют особых прав: они так же равны перед законом, как и все остальные. Но на другой части весов должно лежать, что они имеют право на равное с другими людьми использование закона, без всякой дискриминации. Сегодня подготовлен пакет поправок в 26 законов, с помощью которых российское законодательство будет приведено в соответствии с Конвенцией. Судьба этого законопроекта очень сложная. Уже два года он согласовывается министерствами. В нем, в частности, впервые в российском законодательстве внесен запрет на дискриминацию инвалидов. Хотелось бы, чтобы этот Закон был принят Госдумой до того, как мы передадим доклад в ООН».

    Однако дискриминация в России коренится не только в несовершенстве законодательства. «Необходимые для инвалидов платные услуги должны быть доступными, – отметила председатель правления МООИ «Пилигрим» член Совета при Президенте РФ по делам инвалидов Надежда Михайловна Белькова. – Сегодня вызов на дом нотариуса стоит от 15 тысяч, а еще год назад был от 5». Действительно: о каком отсутствии дискриминации идет речь, если цена за услугу в 2 раза выше социальной пенсии инвалида с детства 1 группы!

     

    Где доступность?

    Как утверждает А.Е. Лысенко, «по государственной программе «Доступная среда» получены интересные результаты, разработаны методики, выделены огромные средства. Но реально, на себе инвалиды этой доступной среды пока не почувствовали. В Москве еще что-то делается, но и тут проехать на коляске еще трудно. А ведь доступность – это не только дороги, это и образование, и социальная среда, и труд… Нормативная база сформирована, а вот правоприменение страдает. Нужно усилить ответственность, в том числе уголовную, за нарушения в сфере доступности. Кроме того, должен быть применен системный принцип «от двери – до двери». Точечная доступность бессмысленна».

    Признаемся: диагноз поставлен точно. Но что с этим делать, если даже руководству «Катаржины» (фирмы, на чьих колясках ездят по всей России) потребовалось  почти два десятка лет, посещение знаменитого на всю столицу подвала Д.А. Медведевым и внимание московского мэра С.С. Собянина, чтобы выбить помещение, действительно удобное для инвалидов-колясочников? Об этом собравшимся рассказал зам. генерального директора АНО «Катаржина», член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Игорь Александрович Гундеров.

    Еще одним бесспорным примером того, как далеко мышление наших чиновников от категорий доступности, стало… само место проведение форума «Мир людей с инвалидностью». Как верно заметила Н.М. Белькова, «на основании Конвенции о правах инвалидов, он должен был располагаться рядом с входом, а не здесь, за километр с лишним от ворот ВВЦ». Возможно, еще и поэтому посетителей на форуме было не слишком много.

     

    Задачки повышенной сложности

    Говоря о различных формах образования, А.Е. Лысенко развеял миф о всеобщем переходе Европы на инклюзию. По его словам, «в той же Великобритании из 220 тысяч детей-инвалидов школьного возраста 120 тысяч учится в общеобразовательных школах и 100 тысяч – в специальных классах, группах и школах». Главный его тезис в этой сфере – необходимость «разумного баланса между инклюзией и спецшколами, который максимально раскрыл бы возможности ребенка и вывел бы его на нужную ему образовательную траекторию. Я согласен с тем, что надомное образование необходимо в силу недоступности школ для детей-инвалидов. Но я не могу согласиться, когда ребенок  учится в массовой школе по надомной или семейной форме образования, но для всех это преподносится как инклюзивное образование. Никакой инклюзии мы в итоге не получаем.  Я убежден, что человек с тяжелой умственной отсталостью, тотально глухой или тотально слепой не могут учиться в массовой школе, если там не созданы особые условия. Это будет вредно как ему самому, так и окружающим. Другое дело, когда в Норвегии рядом с каждым таким ребенком есть помощник, сурдо- или тифлопереводчик, который помогает ему активно включатся в образовательный процесс».

    Зашла речь и о новых образовательных стандартах для детей с ОВЗ. «Спешить с этим ни в коем случае нельзя,– считает А.Е. Лысенко, – т.к. можно наделать много ошибок. Нужно использовать международный опыт, но учитывать и специфику нашего образования».

     

    Реабилитация как сверхидея

    «Мы понимаем реабилитацию широко, многосторонне, с точки зрения медицины, образования, социальной сферы, воспитания, занятости… – отметил А.Е. Лысенко. – Сегодня нужна новая модель реабилитации и абилитации, с помощью которой будет достигнуты принципиально новые результаты. Нужно модернизировать реабилитационную инфраструктуру. Необходимо развивать негосударственный сектор реабилитационных услуг. Так, в Пермском крае уже почти половина социальных услуг предоставляется негосударственными организациями».

    Провозгласив далеко идущую задачу, А.Е. Лысенко не забыл и про проблемы этой сферы.

    «Мы должны требовать определенного качества реабилитационных услуг, их соответствия определенным стандартам. А эти стандарты еще надо написать… У нас же в 2004 году из Закона о соцзащите инвалидов выбросили статью, посвященную реабилитации инвалидов. В то же время, у наших соседей – в Белоруссии, Казахстане, на Украине – существуют отдельные законы, посвященные реабилитации. Очень важна система контроля. Не может козел оценивать расход капусты! Нужен независимый контроль, нацеленный на удовлетворенность потребителей услуг.

    Разумеется, необходима доступность службы соцзащиты. Сегодня она доступна тем, кто в нее приходит. А знаете, сколько людей, которые нуждаются в ней, но не обращаются? Особенно – в сельской местности (мы проводили подомовые обходы).

    Управление реабилитацией должно быть основано на человеческом измерении проблемы. И, конечно, должна быть синергия всех участников реализации модели независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности. Решение  проблем инвалидов – не задача только системы социальной защиты населения. Должны осваиваться новые технологии организации и управления работой».

     

    Где трудиться инвалидам?

    Тему занятости на заседании первой подняла Н.М. Белькова. Она поделилась впечатлениями от поездки в Германию: «Мы видели, как ребята-инвалиды работают на заводе Мерседес-Даймлер.  Слабослышащие и люди с низким ростом работают на конвейере, который за смену (8 часов) останавливается всего 2 раза. Люди на колясках работают на отдельном участке. Профессию они получают здесь же, в учебном центре, а после его окончания могут 16 лет работать на заводе. Те, кто выдерживает весь срок, получают пожизненное пособие от компании. Эти люди живут достойно!»

    Основным докладчиком по этой теме был Генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН, Академик РАЕН, доктор  социологических наук, профессор Сергей Николаевич Кавокин. «Трудоустройство для инвалида – один из важнейших компонентов комплексной реабилитации, – справедливо отметил он и продолжил. – Трудоустройство инвалида – это не только его личное дело, дело его семьи. Трудоустроенный инвалид повышает свой экономический уровень, но не только это важно для общества и государства. Из статуса иждивенца он переходит в статус налогоплательщика, начинает пополнять бюджет страны. Сейчас идет вакханалия борьбы с гастарбайтерами, но никто не вспоминает, что у нас есть солидный резерв рабочей силы из числа инвалидов, которым можно было бы заместить значительную часть этих людей».

    Однако пока с практикой трудоустройства дела у нас обстоят достаточно сложно. По данным С.Н. Кавокина, «В Англии работает 40 % инвалидов, в США – 24 %, а у нас – от 3,4 до 6,8 %. Мы даже подсчитать не можем! Что более важно, в трудоустройстве нуждается 5,8 миллионов российских инвалидов». Основной путь решения этого вопроса академик видит в создании и поддержании специализированных рабочих мест. «За 20 последних лет, – отметил он, – в России было создано столько рабочих мест для трудоустройства инвалидов и потрачено такое количество денег, что если бы все они были сохранены, перед нами стояла бы задача не создавать новые места, а приглашать гастарбайтеров-инвалидов из других стран. К сожалению, сегодня процесс создания рабочих мест для инвалидов часто осуществляется ради самого процесса, а не ради  трудоустройства и тем более – закрепления инвалида на этом месте. Необходимо создать систему сохранения рабочих мест для инвалидов, а это невозможно без создания, хотя бы на региональном уровне, рынка труда для инвалидов.

    Другой важнейший фактор трудоустройства инвалидов – их наем в государственный сектор. Государство, как крупнейший работодатель, должно показывать пример. Сейчас  статистики о трудоустройстве инвалидов в госучреждениях России просто нет». Статистики действительно нет, но есть попытка решить этот вопрос хотя бы на законодательном уровне. По информации А.Е. Лысенко, Самарская областная дума внесла в Госдуму законопроект о распространении квотирования рабочих мест на органы государственной власти.

    Но так ли нужно большое количество специализированных рабочих мест для инвалидов? По мнению А.Е. Лысенко, опирающегося на «данные многочисленных исследований, 70-80 % инвалидов не нуждаются в специализированных рабочих местах». Поэтому зачастую предприниматели идут на подлог: «создают обычные рабочие места для инвалидов, а отчитываются за них, как за специально оборудованные! Поэтому одним из главных условий системного изменения ситуации в сфере занятости является повышение конкурентоспособности инвалидов на открытом рынке труда. Нашим бизнесменам нужны квалифицированные специалисты, неважно, инвалиды они или нет. Надо сделать так, чтобы инвалидов брали на качественные рабочие места, чтобы они были не дворниками или уброщиками, а занимали должности, которые приносят достойный доход. Это тоже – исполнение одной из статей Конвенции о правах инвалидов. Такая работа позволит людям вырваться из малообеспеченности».

    И.А. Гундеров предложил сразу два пути трудоустройства инвалидов: «Нужно, прежде всего, защитить те предприятия, которые уже используют труд инвалидов. Не менее важно – трудоустройство в госсекторе. Я учредил в Московской области общественную организацию "Колесница”. Ее задача – объединить всех колясочников области. Нас 6,5 тысяч!  Мы стали соучредителями Общероссийского народного фронта Московской области. Одна из основных идей – хотя бы пока действует программа "Доступная среда”, подготовить экспертов из инвалидов разных категорий, выгнать из соцзащиты бездельников, а на их место трудоустроить инвалидов, которые будут контролировать процесс формирования доступной среды. Что это даст? Поясню на конкретном примере. Я приехал в санаторий. Подъезжает человек, у которого на коляске, сделанной в нашей "Катаржине”, сломались тормоза: "Твоя коляска? Чини!” Я объясняю: "У меня самого руки парализованы, я замдиректора, сам починить не могу”. А он в ответ: "Твоя работа – чини!” Если инвалид в соцзащите будет отвечать за доступную среду и примет неприспособленное помещение, ему сами инвалиды в лицо плюнут».

    В своем выступлении С.Н. Кавокин выделил и другие болевые точки, препятствующие трудоустройству. Среди них на первом месте оказалась «работа бюро МСЭ по определению трудовой рекомендации. Она не только не способствует, а зачастую и препятствует трудоустройству. Они носят общий, неконкретный, а часто и дискриминирующий характер. Надо переходить от  системы трудовых рекомендации к системе определения потенциальных профессиональных возможностей. В 2011 году я участвовал во встрече инвалидов с президентом России Д.А. Медведевым и процитировал свою первую трудовую рекомендацию: "Может быть приспособлен к труду небольшого объема по специальности небольшого объема”. Потом они исправились:  "Может быть приспособлен к труду небольшого объема по специальности”. Дмитрий Анатольевич назвал это "тупыми кондовыми формулировками советского периода, которые отражают представления об инвалидности того государства, и то 50-70-летней давности”». Тем не менее, воз, как мы знаем, и ныне там.

     

    Где деньги, Зин?

    Довольно долго заседание секции чинно шло по накатанным рельсам: докладчики выступали, слушатели хлопали. Ситуация изменилась, когда слово попросил И.А. Гундеров, заговоривший о том, о чем думал, но молчал, весь зал. «Александр Евгеньевич – отметил он, – очень грамотный специалист в сфере социальной защиты инвалидов и их реабилитации. Но, на мой взгляд, его позиция схожа с позицией домохозяйки, которая пришла к мужу и говорит: "Нам нужно то, сё, пятое-десятое”. А муж ей в ответ: "Денег нет”. Но она-то знает, что у него есть заначка, правда, не знает, где. Примерно таковы отношения А.Е. Лысенко и государства. Оно его слышит (мы знаем, что и президент нас слышал на форуме). Но пока минфин с минэкономразвития не решат, что не на словах, а по факту приоритетная задача – это социалка и не дадут денег, мы до бесконечности будем обсуждать наши проекты.  Где взять деньги? Я считаю: была такая статья – конфискация. Надо сажать жуликов, а деньги, которые они украли, направлять на решение социальных проблем».

    На защиту государства тут же выступил С.Н. Кавокин: «Инвалиды должны понимать, что невозможно построить коммунизм для отдельно взятой категории населения. Мы живем так, как живет страна. Но потребности инвалида неоднородны. Мы выделяли три уровня потребностей. Первый уровень  - жизнеобеспечивающий. Такие потребности должны гарантированно финансироваться государством, вне зависимости от состояния местных бюджетов. Понятно: если у диабетика отнять инсулин, то и его самого не будет. Второй и третий уровень уже могут финансироваться по-другому. Но об этом надо говорить честно и гласно!» С таким подходом можно было бы согласиться, если бы не одно «но»: сегодня в России такого разграничения попросту не существует. А это значит, что деньги, выделенные на социалку, тратятся по иным принципам или же безо всяких принципов.

    А.Е. Лысенко тоже не уклонялся от ответа:  «Я согласен с Игорем: всё должно быть подкреплено финансами. Но финансирование должно быть очень хорошо аргументировано. Какие-то вопросы пробиваются. Так, за 10 лет финансирование обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации увеличилось в 10 раз! Не зря мы постоянно говорим об этом, пишем письма, проводим круглые столы… Если мы¸ каждый на своем месте, не будем говорить о будущем, о том, что нужно делать ради него, то и будущего не будет».

     

    Итак, людям, отстаивающим права инвалидов, в очередной раз предложено просить и напоминать государству о своих проблемах. Яснее всего эту идеологию на заседании сформулировал Председатель Союза инвалидов России Ю.Н. Давыдкин: «Я представляю Общероссийский народный фронт, лидер которого – В.В. Путин. Сегодня наша главная задача – реализация того, что он подписал, что он говорил. Я представляю социальную площадку Народного фронта. Мы слышим вас и хотим контактировать с вами. Жестче, активнее защищайте свои социальные возможности – и Владимир Владимирович вас услышит!»

    А пока эксперты пишут отчет в ООН, в котором достижения государства будут уравновешены претензиями инвалидов. Он и должен стать точкой отсчета нового этапа старой борьбы инвалидов за достойную жизнь.


    Категория: 2013 | Добавил: katerzot | Теги: инвалиды, конвенция о правах инвалидов, инклюзивное образование, Доступная среда
    Просмотров: 612 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]