Четверг, 02.05.2024, 05:38

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2012

    ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ МЕНЯЕТ ЛЮДЕЙ
    17.03.2013, 19:39
    ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ МЕНЯЕТ ЛЮДЕЙ
     
    Справка
    С 9 по 12 ноября в Москве прошел VI Международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Фестиваль организовала РООИ «Перспектива» при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры РФ, МГО ВОИ и сети кинотеатров «КАРО-ФИЛЬМ». Жюри кинофестиваля возглавил кинорежиссер Владимир Меньшов, в его состав вошли: актриса и режиссер Рената Литвинова, телеведущие Евгения Воскобойникова и Тутта Ларсен, арт-мейкер Наташа Ван Будман, режиссер Альгис Арлаускас и директор РООИ «Перспектива» Денис Роза.
    Для конкурсного показа было отобрано 45 фильмов, а всего на фестивале показано 76 лент из 25 стран. Кинопоказы прошли в кинотеатрах «Художественный» и «Октябрь». На фестиваль приехало 45 гостей из 14 стран и 85 человек из 22 городов России. Спонсорами фестиваля выступили более 10 крупных компаний, в том числе «Газпром-Медиа Холдинг», «Лаборатория Касперского», Райффайзенбанк, гостиница «Измайлово Альфа», компания Nestle.
     
    Отзывы
    Владимир Меньшов: Для меня – большая честь быть председателем жюри этого глубоко человечного, гуманного фестиваля.
    Я узнал о его существовании только из предложения возглавить жюри. Программа громадная, но я искренне благодарен за это предложение. Просмотр таких фильмов – это погружение в мир, который здоровые люди помещают в цокольный отдел мозга (то ли он там есть, то ли нет), потому что не знают, что с ним делать. Когда их смотришь, понимаешь, что в мировом масштабе существует целая планета инвалидов. Это – громадное количество людей. В большинстве своем фильмы рассказывают о мужественных людях, которые преодолевают свое невписывание в окружающий мир, о родственниках, прежде всего, о матерях, об их подвиге. Некоторые картины вызвали восхищение.
    Желаю всем зрителям выходить из зала потрясенными. Пусть фестиваль станет нашим общим праздником!
    Денис Роза: Ровно 10 лет назад прошел первый фестиваль «Кино без барьеров». Он проходил в здании Академии наук, в совершенно несовременном кинозале. Следующие 4 фестиваля проходили в небольшом кинотеатре «Салют» на Юго-Западе Москвы. Я очень рада, что сегодня мы проводим фестиваль в кинотеатре «Художественном», который расположен в самом центре и знаком всем москвичам. Детская программа и закрытие фестиваля пройдут на одной из лучших площадок столицы – в кинотеатре «Октябрь». Надеюсь, что наши красочные баннеры привлекут на показы не только тех, кто знал о фестивале, но и просто прохожих.
    Еще вчера вечером, работая в офисе, я почувствовала волнение и радость от того, что близится открытие фестиваля. Кинофестиваль – это всегда праздник, праздник жизни. Об этом говорят все, кто к нам приходит. Наш фестиваль стал важным событием, причем не только для москвичей. Прошедший V кинофестиваль побывал в 23 городах , надеемся, что в этот раз их будет больше. Вообще, «событие» - слово, которое очень подходит для нашего фестиваля. Это – намного больше, чем просто мероприятие. Я читала отзывы на Фейсбуке, в которых люди пишут, что фестиваль «Кино без барьеров» полностью изменил их жизнь.
    Евгения Воскобойникова: «Кино без барьеров» – это фестиваль, который открывает двери для всего населения планеты, ведь наш фестиваль – международный. Я сама узнала о нем в прошлом году, посмотрела несколько фильмов. Они меня поразили, хотя я давно варюсь в этой теме и постоянно сталкиваюсь с людьми, имеющими ограничения в здоровье. Поэтому когда мне предложили войти в жюри, я сразу согласилась. Фильмы, которые представлены в этом году, производят неизгладимое впечатление. Я очень благодарна Денис Розе, которая не только основала фестиваль, но и является двигателем прогресса, который продвигает эту тематику в России.
    Нужно стремиться к тому, чтобы эти фильмы показывали не только в Москве, но и во всех регионах России. Наша телекомпания «Дождь» - информационный спонсор фестиваля, мы, как можем, его поддерживаем. Показ фильмов мы пока не планируем, для этого нужно решить вопросы с приобретением прав. Вполне возможно, что в будущем мы покажем некоторые из них.
    Наташа Ван Будман: Я привела активное участие в подготовке фестиваля по двум причинам. Первая заключается в том, что я как художник визуальными средствами внесла свой вклад в процесс, который считаю очень важным, – в процесс движения нашего общества в сторону гармонии и толерантности. Раньше символом фестиваля был человек на коляске, который держал камеру. Было понятно, что это – кино о людях с инвалидностью. Но не все инвалиды передвигаются на колясках. Я создала узнаваемый и запоминающийся образ, который символизирует идею разнообразия и равноправия членов общества. Образ свободно парящей фигуры отражает возможность духовной трансформации зрителя после просмотра программы кинофестиваля, и, как следствие, – созидательного изменения мира вокруг. Вторая причина моего участия в работе кинофестиваля очень личная. Однажды у меня были все шансы стать одним из героев конкурсной программы: вследствие катастрофы в ленинградском метро я могла навсегда остаться в инвалидной коляске. Поэтому чувства очень многих героев мне близки и понятны.
    Марина Суслова, представитель Комитета общественных связей г. Москвы: Комитет общественных связей Москвы вместе с другими структурами правительства Москвы с 2002 года поддерживает этот фестиваль. За эти годы он стал частью моей жизни, которой я очень благодарна. Поразительно, что огромную работу по подготовке и проведению фестивалей делает одна общественная организация! Именно общественная инициатива позволила реализовать эту идею и все время повышать уровень фестиваля.
    Я с огромным уважением отношусь ко всем членам оргкомитета. Я приобрела среди вас много друзей. Мы увидели столько фильмов, столько судеб! Я с глубокой признательностью отношусь к членам жюри всех фестивалей. Очень важно, чтобы на фильмы смотрели не с социальной, а с кинематографической точки зрения. Меня очень радует, что в состав жюри входят высокопрофессиональные, талантливые люди. Это говорит о том, что рушатся барьеры в головах. Можно сделать доступными все здания, предоставить всем, кому нужно, сурдопереводчиков. Для этого есть и технические возможности, и желание. Правительство Москвы приняло соответствующую программу. Но нашей задачей должно стать преодоление барьеров в обществе, изменение отношения к людям с инвалидностью.
    Часто говорят, что у людей с ограниченными возможностями здоровья неограниченные возможности духа. Это неправда – все люди разные. На этом фестивале мы увидим фильмы о сильных людях, которые преодолели все преграды, поднявшись выше своих физических возможностей. Не будем забывать, что цена их успеха гораздо выше цены успеха здорового человека. Мы увидим людей слабых, которые вызывают сочувствие, милосердие, сострадание. Такие фильмы тоже нужны, так как воспитывают в людях человечность. Самое главное – чтобы как можно больше людей посмотрело эти фильмы, сопереживало их героям. Это нужно не только людям с инвалидностью, но и всем нам. Эта задача тоже решается, и в этом плане у «Перспективы» есть хорошие перспективы!
     
    Кино для каждого?
    Вождь мирового пролетариата не преувеличивал, назвав кино «важнейшим из искусств». Для политика оно действительно самое важное, поскольку доступно всем – от ребенка до старика, от уборщицы до академика и президента. Правда, доступным кино становится только в том случае, когда его показывают – в нужное время, в нужном месте и правильными порциями.
    Кино о людях с инвалидностью, особенно отечественное, в России не жалуют. Прошел мимо зрителя «Дом дураков» Андрея Кончаловского, завоевавший в 2002 году на Венецианском фестивале Особый приз жюри и Премию Детского фонда ООН (UNICEF). С трудом пробивается на экраны документальный фильм Любови Аркус «Антон тут рядом», представленный во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля 2012 года и признанный лучшим дебютом на кинофестивале в Абу-Даби. Больше повезло художественному фильму «Неприкасаемые» (в российском прокате – «1+1»), который в середине этого года массово прошел в московских кинотеатрах. Впрочем, французским комедиям у нас всегда были рады…
    Эти и множество других фильмов можно было посмотреть на VI Международном фестивале «Кино без барьеров». Большинство конкурсных лент – короткометражная документалистика, которая для удобства показа была скомпонована в блоки по 2-3 фильма. За 4 дня фестиваля заинтересованные зрители могли не только увидеть много такого, чего больше нигде не увидишь, но и посмотреть на живых актеров, режиссеров и общественных деятелей, поучаствовать в обсуждениях… Перспектива заманчивая, тем более что организаторы неутомимо подкрепляли их силы бесплатным чаем с печеньем. Но даже с такой поддержкой выдержать немалую нагрузку на нервы могли далеко не все. Что выносили люди из таких «серийных» просмотров, можно судить по откровенным отзывам членов жюри.
    Владимир Меньшов: «Я узнал, какими тяжелыми бывают формы инвалидности, как сложно людям адаптироваться в эту жизнь. Как трудно переживают это окружающие – родственники, друзья. Все это надо знать каждому человеку, как бы ни хотелось сделать вид, что всего этого как бы и нет».
    Евгения Воскобойникова: «Фильмы, которые представлены в этом году, производят неизгладимое впечатление. А когда их смотришь подряд, один за другим, это меняет что-то в голове. Ты начинаешь по-другому относиться к элементарным вещам, происходящим в твоей жизни. Ты понимаешь, насколько легко тебе живется по сравнению с тем, кто, может быть, живет совсем рядом. Ты окунаешься в чужие проблемы, которые намного масштабнее твоих, и понимаешь, что твоя жизнь – сказка, начинаешь гораздо больше ее ценить».
    Назовем вещи своими именами: подобный способ просмотра очень напоминает шоковую терапию – метод порой эффективный, но вряд ли лучший, особенно когда речь идет о произведениях искусства. При этом шок вызывает отнюдь не содержание картин. Во многих лентах нет ничего ужасающего, хотя каждая призывает о чем-то задуматься, ставит какую-то проблему, которую пытаются решить люди с инвалидностью. Но когда их смотришь одну за другой, думать некогда. Детали забываются, и в сознании остаются только сами проблемы. Вот и кажется, что в жизни нет ничего, кроме проблем…
    Между тем, многие из этих фильмов действительно нужно смотреть всем. Но спокойно, без нажима на психику. Было бы очень хорошо создать в Интернете специальный портал, на котором были бы выложены ленты – участники всех фестивалей «Кино без границ». Так, по крайней мере, пользователи Сети смогли бы посмотреть хорошее и полезное кино, не рыская по сомнительным сайтам.
     
    Фильмы
    Оговорюсь сразу: эта часть заметок не претендует на полный обзор того, что было на фестивале. Скорее – просто рассказ о том, что запомнилось.
    Самое сильное впечатление на меня произвел короткометражный игровой фильм Джошуа Вайгеля «Цирк бабочек». Это – добрая притча о мудром импрессарио, который помогал людям раскрыть свои способности. Случайная встреча с ним изменила жизнь и главного героя, который родился без рук и ног (его сыграл американский проповедник Ник Вуйчич). До этого он зарабатывал на жизнь демонстрацией собственного тела. Случайно упав в речку, герой узнал, что может плавать, и это открытие стало основой для нового трюка, который имел феноменальный успех. Но главное даже не в успехе, а в том, что зрители, увидев, на что способен этот парень, начинали верить в собственные силы…
    Очень понравился 15-минутный фильм режиссера из Нидерландов Хилта Лохтена «Два брата». Герои – братья Ник и Рино: старший Рино – подросток-спортсмен, у Ника тяжелая форма ДЦП, он может передвигаться только на электроколяске. Они всегда вместе – спорят, рыбачат, ругаются, мирятся, играют с друзьями в войнушку, причем Ник изображает танк... Словом, просто живут. А в финале Рино наконец-то научил Ника лежать на воде. И непонятно, кто больше радовался этой победе... Фильма нет в Интернете, он не отмечен призами, но смотреть его, честное слово, – одно удовольствие.
    А лучший короткометражный документальный фильм фестиваля «Быть или не быть?», снятый режиссером из Орла Владимиром Людомиром, можно и нужно найти в Интернете. Название ленты не случайно: его герой, глухой металлург, играет в любительском театре Гамлета. Работа над ролью позволила ему переосмыслить жизнь и даже восстановить утраченную «связь времен» – хотя бы в собственной судьбе.
    Иранского фильма «2 м 47 см» тоже нет в Интернете Его герой, самый высокий человек в стране, страдает из-за неудачной операции, в результате которой одна нога стала короче другой на 20 см. Находится врач, который готов бесплатно помочь Мортезе Мехрзаду удлинить кость. Но он мечтает стать игроком паралимпийской сборной по сидячему волейболу и потому упорно отказывается от длительного тяжелого лечения. Вот такой непростой выбор…
    Сразу после него в программе просмотра стоял российский фильм «Встать и идти», герой которого, Мовсар Саламов из Грозного, наоборот, мечтает об операции. 6 лет назад 12-летний Мовсар увлекся паркуром (бегом с препятствиями). Однажды он, по собственному признанию, «взлетел и неудачно приземлился». С тех пор передвигается на коляске. Впрочем, фильм – не об этом. Мовсар Саламов – известный в Чечне рэпер. Неожиданно проявившийся талант позволил подростку преодолеть физические ограничения. «Как-то ко мне пришел приятель, – рассказывает он, – и у него из кармана выпала бумажка. Я заинтересовался. Он объяснил, что это трек (текст для исполнения в стиле рэп, – Е.З.). Я решил попробовать сочинить что-то похожее. Мы пошли на рынок, купили дешевенький микрофон и сделали первый трек. Запустили на местном радио, он неожиданно хорошо пошел»… Мовсар понимает, что вряд ли занялся бы рэпом, если бы не травма. Упрямый и целеустремленный, он стремится к победе – и способен заразить своей верой других.
     
    Авторы – герои – зрители
    Сами съемки часто становятся мощным эмоциональным толчком для героев картин. «Наш фильм – история борьбы за права инвалидов в США. Он показывает, как сильно изменилась наша жизнь, – рассказал автор фильма "Жизнь стоит того, чтобы жить” Эрик Нудел. – Люди меняются, они получают больше возможностей реализовать свои права. Мы снимали тридцать три героя, в фильме остался 21. Те, кто не вошел, очень переживали, что их истории не будут рассказаны, что они будут забыты, люди о них не узнают. Многие герои признавались, что фильм стал оправданием их жизни, запечатлел их борьбу за права инвалидов. Один из героев, который очень нам помог, умер за 2 месяца до выхода фильма, но мы успели показать ему материал. Увидев фильм, он заплакал. Мне кажется, он почувствовал, что его жизнь удалась».
    Об изменениях в сознании людей рассказал и режиссер бразильского фильма «Друзья» Марсело Гальвайо: «Я решил сделать этот фильм после того, как пообщался с человеком с синдромом Дауна. Это – мой дядя. Он произвел на меня большое впечатление и я был счастлив, когда написал сценарий. Я хотел бы, чтобы люди, которые будут его смотреть, тоже почувствовали мое счастье. Этот фильм не только о проблемах трех молодых людях с синдромом Дауна, но и об их мечтах, желаниях. На кинофестивале в Бразилии мы заняли первое место, и люди обратили большое внимание на эту тему. Наши герои после премьеры стали очень популярными, они дают интервью, снимаются в телепередачах. Их жизнь стала намного лучше и интереснее. Люди относятся к ним уже не с жалостью, а с уважением».
    Показательную историю превращения зрителя в автора рассказала директор регионального общественного учреждения «Серло» (в переводе с чеченского – «Свет»), режиссер фильма «Встать и идти» Зайнап Батукаева. «Если бы не поездки меня и моих коллег на предыдущие кинофестивали "Кино без барьеров”, – призналась она, – эта идея не пришла бы нам в голову. Но еще сложнее оказалось решиться на ее осуществление. На это меня вдохновил Юрий Кузнецов (президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации инвалидов "Мы - вместе", один из авторов фильма "Подорожник”,– Е.З.). Мы совершенно не укладывались в рамки. Помог авантюризм Мовсара, его чисто мужское умение стоять на своем, убежденность, что всё должно быть по нему. Он меня научил тому, что нельзя останавливаться на полпути! Ленту сняли за 10 дней. Казалось, поезд фестиваля уже уехал, но мы как-то вскочили в последний момент, уже на ходу… Я очень надеюсь, что, благодаря нашему фильму, в жизни Мовсара произойдут те изменения, к которым он стремится».
    «Часто бывает так: мечта есть, а сделать шаг – страшно, – подхватил тему Юрий Кузнецов. – На том завтраке мы с Зайнап всего за 20 минут дошли до уверенности: фильм можно сделать! Я рассказал ей о своем опыте, который приобрел в 2004 году, когда случайно, поговорив с друзьями, мы сделали фильм «Подорожник». Мовсара я до этого уже видел на телеканале «Дождь». А потом они просто начали действовать, и сделали фильм».
     
    Промежуточные итоги
    – На чем вы будете основывать свои суждения?
    В. Меньшов: На эмоциях. Я полагаю, что другого критерия нет. Подозреваю, что на этом фестивале будет часто звучать слово «Толерантность». В моем словаре его нет, мне оно кажется чужеродным для русского языка. Надо говорить о терпимости, понимании, об эмоциональном отклике. А толерантность и политкорректность уводят к рациональному подходу. Поэтому мы будем судить по эмоциональному впечатлению.
     
    Победители
    Лучший фильм, ломающий стереотипы: «Остин Освобожденный», Элиза Гринвуд, США, 2011; «Один Вопрос», Антони Ди Сальво, США, 2011
    Лучший фильм о любви: «Когда Загорается Луч Света», Шахрияр Пурсейедян, Иран, 2009
    Лучший фильм о детях: «Йолк», Стивен Лэнс, Австралия, 2007
    Лучший фильм, снятый детьми: «Чужой лед», Екатерина Березкина, Россия; «Однажды во дворе», школа-интернат №1 для неслышащих детей Санкт-Петербурга, Россия
    Лучший фильм для детей: «Деревенские крокодилы», Кристиан Диттер, Германия,2009; «Звук Моей Ноги», Мехрдад Кошбахт, Иран, 2010
    Лучший короткометражный документальный фильм: «Ваш Выход», Борис Кольнер, Россия, 2011; «Быть или не быть?», Владимир Людомир, Россия, 2010
    Лучший полнометражный документальный фильм: «Панк – Синдром», Юкка Каркайнен, Финляндия, 2012; «Я говорю (на жестовом языке), я живу», Анжа Хидинда, Голландия, 2011
    Лучший полнометражный игровой фильм: «Друзья», Марсело Гальвайо, Бразилия, 2012
    Лучший короткометражный игровой фильм: «Цирк Бабочек», Джошуа Вайгель, США, 2009
    Лучший социальный ролик: «Вместе в школу», Сауле Уразбаева, Казахстан
    Лучший фильм о спорте: «Святилище Грез», Сергей Волков, Украина, 2009; «Рыцари счастливого образа», Владимир Крупенников, Россия, 2010
    Лучший женский образ: «Золушка с левой ноги», Бенжамин Лехрер, Франция, 2009
    Лучший мужской образ: «Выжившие», Мария Джанули, Греция, 2011
    Приз зрительских симпатий: «Глухой грабитель», Уильям Маджер, Великобритания, 2010
    Гран-при: «Планета Улитки», Cунь – Юн Йи, Корея-Япония, 2011
    Категория: 2012 | Добавил: katerzot | Теги: кино, фестиваль, кино без барьеров
    Просмотров: 472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]