ЕСТЬ СВЯЗЬ?
Не прошло и двадцати лет, как мобильный телефон из дорогой, тяжелой, непонятно как работающей «трубки» превратился для большинства людей в незаменимого помощника. На первый взгляд, этот вид связи доступен практически всем. Но совместный доклад Международного союза электросвязи и Глобальной инициативы по инклюзивным ИКТ «Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов» утверждает, что это не так. Презентацию русской версии этого доклада, созданного при поддержке ООН, организовали представительство Всемирного банка по Российской Федерации и Информационный центр ООН в Москве.
Инициатива оказалась востребованной: на встречу пришло более полусотни бизнесменов и общественных деятелей, работающих в сфере информационных технологий и защиты прав инвалидов. «Для затравки» в начале обсуждения директор Информцентра ООН Александр Горелик привел ряд цифр, найденных в Интернете. По этим данным, мобильный сектор – самый быстроразвивающийся сектор глобальной сети Интернет. По прогнозам, в 2012 году трафик мобильного Интернета обгонит трафик по традиционным сетям. Общее число мобильников в мире превысило 4,6 миллиардов. Сегодня на планете продано более 1 миллиарда смартфонов. За прошлый год их продажа выросла на 72 %, и в 4 квартале 2011 года они обогнали по продаже персональные компьютеры. Россия на этом фоне выглядит неплохо: она находится на пятом месте в мире по количеству мобильников на 100 человек. «Однако, – подчеркнул А. Горелик, – революция в области телекоммуникаций пока мало затронула жизнь инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья».
Все собравшиеся единодушно поддержали мнение директора Всемирного банка по Российской Федерации Михала Рутковски: «Трудно переоценить роль мобильной связи в обеспечении информацией людей с ограниченными возможностями здоровья». Спорить тут действительно не о чем. Но на практике доступности мобильной связи препятствуют и несовершенство законодательства, и отсутствие специальных программ для отдельных групп пользователей, и межплатформенные противоречия, когда каждый крупный производитель делает приложения только для своей платформы, и банальная дороговизна самих телефонов и особенно – услуг связи. О том, как эти проблемы решаются в различных странах мира, подробно рассказано в одной из глав доклада.
Так, «в "Положениях о телекоммуникации: оборудование для инвалидов”, принятых в Австралии в 1998 году, приводятся характеристики услуг и устройств, которые должны поддерживаться стандартным телекоммуникационным оборудованием. К таким функциям относятся возможность вызова абонента одной кнопкой, возможность разговаривать по телефону, не удерживая аппарат в руках (hands free – через громкую связь или базовое устройство), встроенный модуль сопряжения со слуховым аппаратом, кохлеарные (ушные) имплантаты, телефонные адаптеры, регулировка громкости звука – для увеличения громкости голоса вызывающего или вызываемого абонента, альтернативные способы сигнализации о входящем звонке (дополнительное звуковое сигнальное устройство с регулировкой громкости или тона звонка либо световое сигнализирующее устройство), легкие телефонные трубки, а также возможность подключения вспомогательного оборудования параллельно используемому телефону. Кроме того, в "Положениях…” регламентируется тип оборудования, с помощью которого инвалиды могут получить доступ к национальной службе ретрансляции».
«В 2005 году французское правительство, ARCEP (национальный регулятивный орган по делам телекоммуникации и почтовой службы) и организации людей с инвалидностью подписали добровольную хартию за расширение доступности услуг мобильной связи для пользователей с ограниченными возможностями. В 2008 году в Хартию были внесены изменения и поправки, в которых были отражены новые, более высокие требования к удобству использования (юзабилити) устройств и технологий связи, необходимость более широкого распространения информации, разработки специализированных продуктов под конкретные нужды и создания новых веб-ресурсов с информацией, которая могла бы помочь людям с инвалидностью правильно выбрать модель мобильного телефона. В дальнейшем в Хартию были добавлены такие цели, как специальное обучение поставщиков информационного контента, принятие в перспективе аналогичной хартии на общеевропейском уровне и использование инноваций, повышающих доступность.
Французская "Хартия доступности оборудования и услуг связи” оказала значительное влияние на индустрию мобильной связи. К 2009 году каждый мобильный оператор во Франции предлагал от 10 до 20 моделей телефонов, доступных для людей с ограниченными возможностями, мог выписать счета за услуги людям с ослабленным зрением с использование шрифта Брайля или крупного шрифта, а также готов был предложить специальные пакеты СМС и ММС для глухих. Помимо этого, появились новые услуги, использующие функции доступности, например, сводки новостей на языке жестов, доступные информационные веб-ресурсы и т.п».
«В соответствии с разделом 508 Закона о реабилитации США, все электронные и информационные устройства, приобретаемые, разрабатываемые или используемые федеральным правительством или федеральными учреждениями США, должны быть доступными для людей с ограниченными возможностями, будь то сотрудники этих учреждений или обычные граждане, "кроме случаев, когда выполнение этого требования повлечет за собой чрезмерные расходы для таких учреждений”. Данное положение требует также, чтобы уровень доступности таких устройств для людей с инвалидностью был бы наравне с другими людьми. Хотя положения раздела 508 относятся лишь к федеральным органам власти, их оказалось достаточно, чтобы сформировать соответствующие рыночные стимулы, содействующие развитию доступных информационных технологий и средств связи».
Подобных примеров в докладе немало. А выступавшие на презентации все добавляли новые факты. Так, председатель компании Concern General Invest Винченцо Трани рассказал: «В Италии, чтобы стимулировать покупательские возможности инвалидов, государство компенсирует им размер НДС на любую купленную технику, а на некоторые товары им дополнительно компенсируется до 30 % стоимости товара. Это – прямая поддержка людей».
Думаю, приведенных примеров достаточно, чтобы понять, насколько Россия отстала в этом вопросе. На взгляд обывателя, единственный шаг в сторону доступности у нас – спецтарифы для пенсионеров и людей с нарушениями слуха. Правда, выступления специалистов оказались более оптимистичными. Тот же В. Трани отметил: «На российском рынке мобильной связи продолжается динамика роста, хотя в 2011 году рост замедлился. Это заставляет основных игроков искать новых потребителей услуг, новые территории. Это – хороший момент для внедрения инноваций».
Как оказалось, российские операторы сотовой связи готовы к внедрению новых подходов. «Специальные программы для инвалидов для нас представляют большой интерес, и мы готовы сотрудничать со всеми разработчиками, со всеми организациями инвалидов, – отметил президент Ассоциации региональных операторов связи России Юрий Домбровский и пояснил. – В каждом регионе, помимо общероссийских операторов, есть 1 – 3 местных. Они ориентируются на самый низкий сегмент рынка, поэтому охват пенсионеров и инвалидов – во многом их заслуга. Сегодня члены ассоциации обслуживают более 30 миллионов абонентов. Во многих деревнях, где никогда не было стационарных телефонов, бабушки уже ходят с мобильниками. При этом ежемесячная абонентская плата там составляет 40 – 45 рублей». Таким образом, сам рынок, который многие привыкли винить во всех бедах, разворачивает бизнес лицом к потребителю.
Есть в России и оригинальные разработки. Генеральный директор компании «Леге» Константин Лифшиц рассказал о проекте «Система Забота». «По сути, это – аналог "тревожной кнопки” для организации социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Отличие нашей разработки от большинства зарубежных аналогов – в том, что она создана на основе мобильной, а не стационарной телефонной связи. Значит, наши подопечные не привязаны к квартире, они могут получить помощь в любом месте. Нажав всего одну кнопку на телефоне, подопечный в любое время связывается с опытным врачом, а также при необходимости получает помощь в вызове скорой помощи и контроль за исполнением вызова; информацию о работе лечебных учреждений и специалистов, помощь в выборе необходимого специалиста; рекомендации по поведению в сложной ситуации бытового, медицинского и социального характера; необходимую справочную информацию, а также психологическую поддержку в любой жизненной ситуации. В Санкт-Петербурге программа реализуется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2011 №164 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи «тревожная кнопка»”. Подключение к услуге платно, но инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, инвалидам 1 группы – жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла либо гражданам, награждённым орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, она предоставляется бесплатно. В Санкт-Петербурге у нас уже 10 000 подопечных. Система развертывается в Ленинградской области, Петрозаводске и Новгороде Великом и может быть развернута в любом регионе».
Заместитель директора реабилитационного центра «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг рассказал о русскоязычном приложении для адаптации детей-аутистов «Аутизм: Общение», которое разработала российская компания Game Garden совместно с сотрудниками центра. Главная задача программы, предназначенной для планшетов iPad, – помочь ребенку с аутизмом, который не может говорить, но может показать нужную картинку. Раздел «Общение» позволяет ему, выбирая из списка изображений, обозначать предметы и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений помогает озвучить собственные желания и дает возможность развития речи. Второй раздел приложения - галерея карточек, содержащая более 150 изображений, которые ребенок учится различать, называть и соотносить с различными категориями (например, животные, овощи, фрукты, буквы, числа, формы, цвета и другие). Приложение опубликовано в App Store - магазине приложений для мобильных устройств компании Apple, где его можно купить за десять долларов.
Особенности работы над этой программой наглядно проиллюстрировали тезис, выдвинутый другим участником разговора – сотрудником Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ) при МГТУ им. Н.Э.Баумана Денисом Кулешовым. «Есть три направления доступности, – напомнил он, – физическая, информационная и содержательная. Понятно, что человек должен иметь возможность добраться до какого-то объекта. Понятно, что у него должны быть современные каналы для обмена информацией. Однако надо понимать, что не всегда человек может правильно интерпретировать информацию, которую получил. Особенности восприятия людей с различными формами инвалидности необходимо учитывать при разработке продуктов». Как подчеркнул И. Шпицберг, работа над программой «Аутизм: Общение» учитывала, что дети с аутизмом часто не узнают объект в жизни, если раньше видели его только нарисованным. Поэтому в программе пришлось использовать не рисунки, что было бы намного дешевле, а тщательно подобранные и обработанные фотографии.
Таким образом, в России уже есть отдельные успешные проекты, направленные на удовлетворение потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, но нет системы, которая перевела бы усилия разработчиков из сферы экспериментов в область общепринятых решений. Если вернуться к тезису Д. Кулешова, придется признать, что нашим гражданам не гарантирована не только содержательная, но и информационная доступность.
О путях решения проблем людей с синдромом Ушера, которые в зрелом возрасте теряют зрение и слух, рассказала главный редактор журнала для слепоглухих «Ваш собеседник» Наталья Кремнева. «Когда 20 лет назад я потеряла зрение и слух, мне было очень трудно: я не могла ни с кем связаться без посторонней помощи. Мобильник для слепоглухого жизненно необходим как средство общения и доступа к информации. Теперь я могу сама позвонить, договориться о встрече, записаться к врачу… Это – огромное счастье! Но для этого нужно специальное средство реабилитации, органайзер для незрячих, который связан беспроводной связью с обычным мобильником, оснащенным специальной программой. В России такая техника не производится и во всем мире она очень дорога. Но нам она очень нужна. Такая техника должна войти в Федеральный перечень ТСР».
Серьезные препятствия люди с нарушениями зрения встречают и в Интернете. О них рассказал директор направления accessibility (доступности) Регионального офиса W3C (World Wide Web Consortium, международное сообщество, развивающее открытые стандарты для сети Интернет) в Российской Федерации Алексей Любимов. «Взаимодействие с сотовыми операторами для людей, имеющих нарушения зрения, часто затруднено. Современная тенденция такова: чтобы освободить операторов call-центров от типичных вопросов, ответы на них переносятся в Интернет и доступны пользователям через Личный кабинет. Здесь ассистивные технологии, к сожалению, идут на шаг позади технических новшеств. Разработчики прежде всего стремятся сделать свои Интернет-представительства нарядными и современными и используют разработки, которые пока недоступны для ассистивных технологий. Проблема – в отсутствии нормативной базы, которая должна гарантировать всем, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья, право на доступ к информации. На мой взгляд, современные телекоммуникационные системы выполняют социальную функцию, и поэтому должны быть доступен всем. Мы, члены W3C в России, готовы всячески содействовать решению этих задач».
По мнению А. Горелика, Доклад ООН создан как раз для решения этих проблем. «Он может стать полезным ресурсом для регулятора рынка телекоммуникационных услуг, операторов мобильной связи, организаций инвалидов и других заинтересованных сторон, – убежден он. – Ограниченный бумажный тираж доклада будет разослан в правительство, Госдуму, Совет Федерации, в Общественный совет по делам инвалидов при Президенте РФ. Нужно повышать информированность заинтересованных сторон, что способствует распространению ассистивных технологий. Нужен консенсус в обществе, позволяющий объединить усилия разработчиков, операторов мобильной связи, госструктур и других заинтересованных сторон, направленных на решение этой задачи. Обеспечение доступности мобильной связи – это одно из средств, с помощью которых правительство может включать инвалидов в сферу предоставляемых им услуг в области здравоохранения, образования, трудоустройства, банковской сферы. Нужно добиваться, чтобы и в России эта сфера оказалась в центре внимания».