Многие люди в России до сих пор считают, что инваспорт - это что-то несерьезное, вроде бега трусцой "от старости". У Автандила Барамидзе, тренера Национальной команды России по футболу, завоевавшей на Параолимпийских играх в Сиднее "золото", свое мнение на этот счет.
- Автандил Михайлович, от всех наших читателей поздравляю команду и Вас лично с победой на Олимпиаде. И сразу - вопрос "на засыпку". Я знаю, что в финале россияне встретились с футболистами Украины. Куда делись ваши былые соперники - бразильцы и голландцы?
- В итоговой таблице Бразилия оказалась на третьем месте, а Голландия - только на восьмом.
- Что ж так слабо сыграли? Как Вы объясните то, что лучшими в мире стали молодые команды?
- Мы не так уж и молоды. И в России, и на Украине инвалиды с последствиями ДЦП стали серьезно заниматься футболом с 1994 года. За эти годы проделана огромная работа, которая и увенчалась достойным результатом. Наши ребята ежедневно тренируются, часто собираются на учебно-тренировочные сборы...
- Иначе говоря, они занимаются спортом так же, как все профессиональные спортсмены.
- Абсолютно! Наша работа со спортсменами соответствует всем спортивным канонам Международной федерации футбола FIFA. Так же планируется календарь игр, учебно-тренировочный процесс, адаптация к нагрузкам... Может быть, только сами нагрузки у нас чуть-чуть меньше.
- А как тренируются западные команды?
- В принципе, так же. Поймите, там тоже есть хорошие команды. Но у них к этой олимпиаде практически не оказалось новых, молодых игроков. Средний возраст той же голландской команды, чемпиона Атланты, - 35 лет, их капитану - все 40. А средний возраст нашей и украинской команд - 22-23 года. Сейчас и они пытаются подтягивать новых... Это - нормальная спортивная жизнь.
- Кто вошел в нашу сборную?
- В Национальную команду России входит 1 игрок - из "Невы" (Петербург), 1 - из "Фаворита" (Выборг) и 9 игроков из команды "Лев Черной-Олимпия" (Москва). Правда, неплохо мы работаем? - не удержался Автандил Михайлович от похвалы своей "Олимпии".
- Правда. А сколько всего таких команд в России?
- 12 команд. Сейчас в Москве как раз проходит Чемпионат России, мы смотрим на игроков. Будут хорошие - возьмем в сборную, не будет - поищем еще.
- Сменим тему. По-моему, впервые за всю историю участия инвалидов России в международных соревнованиях наших ребят провожали и встречали госчиновники высшего ранга. Значит ли это, что правительство изменило свое отношение к инваспорту?
- К нам действительно начинают поворачиваться лицом. Нас хорошо провожали, нас очень хорошо встречали. В этом году в бюджете были заложены деньги на участие в параолимпийских играх, и мы их получили. Этих средств хватило на поездку и учебно-тренировочные сборы перед играми. Это - намного большая поддержка, чем в прошлые годы. Но наши ребята занимаются спортом профессионально, на подготовку к олимпиаде им нужны годы, а не недели...
Еще одна сложность. Ребятам выплатили премии за медали. И это замечательно! Но почему-то вознаграждение дали только спортсменам, а тренерам и врачам - нет.
- А зачем? Ведь медали получили спортсмены!
- Вот-вот, именно так они и рассуждают. А ведь мы сначала учим ребят правильно ходить, потом - бегать, и только после этого - играть в футбол! Поэтому я считаю, что на первое место в команде надо ставить врача, потом - тренера, а потом уже - игроков. Чиновники не понимают, что, не оценивая наш труд, они унижают нас в глазах ребят, дают понять, что наша работа второстепенна.
- Ладно, финансы - это проза жизни. А как вам сама Австралия? Насколько эта олимпиада отличалась от предыдущей?
- Что сказать? Там олимпиада - и здесь олимпиада, там Атланта - здесь Сидней, там мы завоевали "серебро" - здесь "золото". Вот и вся разница, понимаете? Нас бесполезно спрашивать о городах - мы их не видим. Подготовка к играм и сами игры расписаны практически по минутам. Вот олимпийская деревня нам очень понравилась. Современные здания, светлые, доступные для ребят с любыми заболеваниями. Мы ведь жили на тех же базах, питались в тех же столовых, что и "настоящие" олимпийцы. И это - притом, что австралийцы построили эту деревню на болоте. А на то, чтобы посмотреть центр Сиднея, у нас остался всего один день. Поэтому океана мы так и не увидели - не доехали... Ну, что делать? Спортивная жизнь - штука суровая.
P.S. 27 сентября 2022 года Автандила Михайловича Барамидзе не стало. Ему было 65 лет...
Беседовала Екатерина ЗОТОВА