Каждую неделю в Москве в залах Центрального дома художников открывается несколько новых выставок. Свои работы показывают отдельные художники, творческие объединения, семьи... 25 декабря 1996 года в одном из залов открылась очередная “семейная” выставка живописи – “Отец и сын. Владимир Курдюков и Никита Кникта.” Из множества других ее выделяет судьба младшего художника – 17-летнего Никиты.
Отец и сын, 2014 год. Фото из архива Никиты Кникты
...Родители вспоминают, что в два года он был подвижным, разговорчивым, на редкость умным ребенком. И вдруг все рухнуло: буквально за несколько дней Никита превратился в “живой труп”, неподвижный и немой. Что произошло тогда с мальчиком, врачи так и не определили. Незатронутым остался только интеллект. Тело же скрутили сильнейшие спазмы и гиперкенезы. И потянулись годы борьбы за сына...
Родители хватались за любую возможность лечения как в России, так и за рубежом, – и болезнь потихоньку начала отступать: в 16 лет Никита впервые пошел. Из-за своего состояния он вынужден был учиться на дому. Видя недостатки этой формы обучения, родители стремились дать сыну дополнительные знания, и сейчас он говорит уже на трех языках – французском, немецком и английском. А в 9 лет произошло событие, определившее его судьбу.
Именно тогда в руки Никиты впервые попало Евангелие. Книга произвела на мальчика настолько сильное впечатление, что он, еще не умея писать, попытался рисовать. Первые же пробы ошеломили отца, художника Владимира Курдюкова, недетской философичностью, и он начал заниматься с сыном живописью. Начал с того, что предложил рисовать пальцем по кафелю в ванной... Только им двоим известно, каких усилий стоит Никите каждый мазок на холсте. Но они – мужчины, и жалость им не нужна. Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность, Курдюков-младший взял себе псевдоним – Кникта. Так родился художник.
Невероятно, но факт: с первых шагов в искусстве Никита работает в экспрессионистской манере, сложной для творчества и восприятия. (Многим любителям искусства кажется, что самое трудное для художника – точно воспроизвести окружающий мир. Между тем, это умеет делать любой студент художественного училища. Художником же человек становится только тогда, когда сумеет воссоздать окружающий мир, преображенный силой собственных чувств.)
Ведущую роль в живописи Никиты играет цвет. Большинство картин, выставленных в ЦДХ, написано на евангельские сюжеты. В «Ангеле» златокрылый посланник неба, явившийся человеку в пустыне, полурастворен в знойном пейзаже, так что непонятно, что это – явь или мираж. А в «Оплакивании Христа» фигуры, наоборот, предельно четки: обнаженное тело Христа и склонившаяся к нему Богоматерь в траурных одеждах резко выделяются на фоне грязно-серой земли и белесого, похожего на бельмо неба. Кажется, что они равно чужды и этому небу и этой земле.
Необычен и триптих Никиты, посвященный 850-летию Москвы, – одна из последних его работ. На мой взгляд, особенно интересна картина «Москва за горой». Под горкой, в темноте, сгрудились избушки, такие ветхие, что зажженный в них свет просвечивает сквозь стены, как сквозь решето. А из-за горы, словно лучи восходящего солнца, встают золотисто-розовые башни Кремля. (Чем не символ России?)
Выставка в ЦДХ – далеко не первая в жизни Никиты. И, тем не менее, это – важный шаг в биографии молодого художника. Московская галерея с забавным названием «Слон», возглавляемая молодой изящной Натальей Куницыной, дала ему возможность встать рядом с отцом, проникновенным живописцем-лириком, рядом с десятками других художников, чьи картины выставлены в соседних залах. Соседство со старшими, более опытными коллегами не затмило работы Никиты. Он принят как равный в суровом мире искусства и наверняка займет в нем достойное место.
1997
2006 год. Сейчас Никита Курдюков заканчивает обучение в Мюнхенской Академии художников, его работы выставлялись во многих странах мира. Не так давно он членом Союза художников Баварии.
2018 год. 2 января не стало Владимира Курдюкова. Никита - профессиональный художник, женат, живет в Мюнхене.
|