Понедельник, 29.04.2024, 21:55

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2013

    УЧЕБА НА СЛУХ
    04.04.2013, 09:30
    УЧЕБА НА СЛУХ
     
    «Я не умею читать…» Согласитесь, странно слышать такое признание от подростка, который учится в 9 классе общеобразовательной школы. Разговор шел о его любимом компьютере. Парень хотел разобраться в хитростях настройки операционной системы, я посоветовала почитать книжки – и получила в ответ эту фразу. При этом мой собеседник ничуть не смущался, кажется, неумение читать казалось ему вполне нормальным. «Я очень благодарен YouTube, где есть видеоролики, по которым можно многому научиться», - добавил он…
    С таким откровенным признанием в функциональной неграмотности я столкнулась впервые, хотя о том, что значительная часть учеников средней школы плохо понимает прочитанное, догадывалась давно. Да, у этого подростка есть серьезные проблемы с грамотностью, но то, что он не умеет читать и понимает это, поразило меня.
    Я знаю его с первого класса. Сначала он приходил на кружок, потом начались уроки информатики… У мальчика довольно тяжелая форма ДЦП, сильно поражены руки и речь, но при этом живой и острый ум. Компьютер уже тогда притягивал его, как магнит. Меня радовало, что он не стесняется своих недостатков, охотно разговаривает и с одноклассниками, и со взрослыми, активно, хотя и не всегда успешно, отвечает на уроках. «Голова светлая, приспособится», – думала я. Правда, уже в начальной школе учительница жаловалась на его нежелание писать. Но на моих уроках мальчик работал неплохо, и я списывала его лень на возраст.
    В средней школе мальчик и правда приспособился, но как… Воспользовавшись тем, что новые учителя не знают его реальных возможностей, он стал активно пользоваться своими физическими проблемами как средством для снижения учебных требований. «Мне трудно», – то и дело заявлял подросток. Изменилось его поведение и на информатике. Казалось, изучение различных офисных программ должно было его увлечь. Однако вместо того чтобы делать работу самостоятельно, мальчик то и дело дергал соседей, прося выполнить ту или иную операцию. Я с удивлением заметила, что одноклассники относятся к этим требованиям с полным пониманием и спокойно их выполняют. (Возможно, помогая товарищу, они чувствовали себя более сильными и успешными.) При этом в классе был еще один ученик с тяжелым поражением рук, который всё делал сам. Пыталась противостоять этому, я объясняла, что уверенное владение компьютером может стать для него основой будущей профессии. Но мальчик, лукаво улыбаясь, изобретал все новые способы обходить запреты…
    Проблемы скапливаются исподволь. На физические сложности и особенности характера ребенка наложилось специфичное отношение матери к больному сыну. Она убеждена, что ее мальчику все должны помогать, и он охотно принял эту точку зрения. Более того, научился виртуозно выпрашивать послабления.
    Как известно, чтение – не только один из каналов получения информации, но и основной способ развития логического мышления, письменной речи и внимания. У ребенка, который к концу 3 класса не научился легко понимать смысл прочитанного, замедляется развитие интеллекта. Есть ли в школе средства, способные противостоять этому процессу? Да, есть. Прежде всего – систематическое выполнение на уроках заданий, связанных с углубленной работой с текстом, от простого поиска ответа до составления конспекта параграфа. Ввести их в процесс обучения можно практически в каждом предмете. Однако даже учителя коррекционных школ пользуются этим крайне редко. Причина одна – отсутствие времени.
    А между тем, признание «моего» подростка – лишь вершина айсберга. С развитием цифровых технологий в школах появляется все больше детей, которые предпочитают получать информацию на слух. Многие подростки пытаются учить уроки по истории с помощью документальных фильмов, выложенных в Сети, активно пользуются аудиокнигами. Думаю, растущий спрос скоро породит предложение, и в Интернете появятся не только отсканированные «Решебники», но и озвученные учебники. И тогда мы быстро догоним и перегоним Америку, в которой функциональная неграмотность уже признана национальной проблемой, а число взрослых людей, неспособных понять инструкцию к электроприбору, приближается к 40%...
    Категория: 2013 | Добавил: katerzot | Теги: чтение, функциональная неграмотность, проблема чтения, инвалид с детства
    Просмотров: 432 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Зоя Анатольена  
    0
    я думала это мое ноу-хау, учится по видеороликам, а оказалось моя лень толкает на путь наименьшего сопротивления, УПС!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]