УЧЕБА НА СЛУХ
«Я не умею читать…» Согласитесь, странно слышать такое признание от подростка, который учится в 9 классе общеобразовательной школы. Разговор шел о его любимом компьютере. Парень хотел разобраться в хитростях настройки операционной системы, я посоветовала почитать книжки – и получила в ответ эту фразу. При этом мой собеседник ничуть не смущался, кажется, неумение читать казалось ему вполне нормальным. «Я очень благодарен YouTube, где есть видеоролики, по которым можно многому научиться», - добавил он…
С таким откровенным признанием в функциональной неграмотности я столкнулась впервые, хотя о том, что значительная часть учеников средней школы плохо понимает прочитанное, догадывалась давно. Да, у этого подростка есть серьезные проблемы с грамотностью, но то, что он не умеет читать и понимает это, поразило меня.
Я знаю его с первого класса. Сначала он приходил на кружок, потом начались уроки информатики… У мальчика довольно тяжелая форма ДЦП, сильно поражены руки и речь, но при этом живой и острый ум. Компьютер уже тогда притягивал его, как магнит. Меня радовало, что он не стесняется своих недостатков, охотно разговаривает и с одноклассниками, и со взрослыми, активно, хотя и не всегда успешно, отвечает на уроках. «Голова светлая, приспособится», – думала я. Правда, уже в начальной школе учительница жаловалась на его нежелание писать. Но на моих уроках мальчик работал неплохо, и я списывала его лень на возраст.
В средней школе мальчик и правда приспособился, но как… Воспользовавшись тем, что новые учителя не знают его реальных возможностей, он стал активно пользоваться своими физическими проблемами как средством для снижения учебных требований. «Мне трудно», – то и дело заявлял подросток. Изменилось его поведение и на информатике. Казалось, изучение различных офисных программ должно было его увлечь. Однако вместо того чтобы делать работу самостоятельно, мальчик то и дело дергал соседей, прося выполнить ту или иную операцию. Я с удивлением заметила, что одноклассники относятся к этим требованиям с полным пониманием и спокойно их выполняют. (Возможно, помогая товарищу, они чувствовали себя более сильными и успешными.) При этом в классе был еще один ученик с тяжелым поражением рук, который всё делал сам. Пыталась противостоять этому, я объясняла, что уверенное владение компьютером может стать для него основой будущей профессии. Но мальчик, лукаво улыбаясь, изобретал все новые способы обходить запреты…
Проблемы скапливаются исподволь. На физические сложности и особенности характера ребенка наложилось специфичное отношение матери к больному сыну. Она убеждена, что ее мальчику все должны помогать, и он охотно принял эту точку зрения. Более того, научился виртуозно выпрашивать послабления.
Как известно, чтение – не только один из каналов получения информации, но и основной способ развития логического мышления, письменной речи и внимания. У ребенка, который к концу 3 класса не научился легко понимать смысл прочитанного, замедляется развитие интеллекта. Есть ли в школе средства, способные противостоять этому процессу? Да, есть. Прежде всего – систематическое выполнение на уроках заданий, связанных с углубленной работой с текстом, от простого поиска ответа до составления конспекта параграфа. Ввести их в процесс обучения можно практически в каждом предмете. Однако даже учителя коррекционных школ пользуются этим крайне редко. Причина одна – отсутствие времени.
А между тем, признание «моего» подростка – лишь вершина айсберга. С развитием цифровых технологий в школах появляется все больше детей, которые предпочитают получать информацию на слух. Многие подростки пытаются учить уроки по истории с помощью документальных фильмов, выложенных в Сети, активно пользуются аудиокнигами. Думаю, растущий спрос скоро породит предложение, и в Интернете появятся не только отсканированные «Решебники», но и озвученные учебники. И тогда мы быстро догоним и перегоним Америку, в которой функциональная неграмотность уже признана национальной проблемой, а число взрослых людей, неспособных понять инструкцию к электроприбору, приближается к 40%...