Вторник, 30.04.2024, 00:28

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2013

    "Нам не дано предугадать..."
    07.03.2013, 17:00
    Один из главных аргументов сторонников инклюзивного образования таков: дети с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся вместе со своими здоровыми сверстниками, стремятся догнать одноклассников и потому развиваются быстрее и успешнее тех, кто обучается в других условиях. История, которую я хочу рассказать, на первый взгляд, подтверждает их правоту. Таню[*] я знаю с первого класса.
    Даже в нашей, коррекционной школе она выделяется из общей массы. У девочки нетяжёлая форма ДЦП, но вдобавок к ней тугоухость, невысокий уровень интеллекта и явные проблемы с психикой. На уроках и переменах она – возмутитель спокойствия: неукротимая активность, смех без причины, ответы с места часто невпопад… Несмотря на усиленную воспитательную работу с классом, ребята постоянно подсмеиваются над девочкой. Впрочем, она не обижается, а громко хохочет вместе со всеми, что вызывает новый взрыв общего веселья. Программу массовой школы Таня осваивает с большим трудом. На моих уроках информатики она демонстрировала неплохое умение работать со словами и при этом – отсутствие вычислительных навыков, самоконтроля и логического мышления. Только упорство мамы помешало перевести девочку в класс, который занимается по программе VIII вида.
     В этом году информатику в 4 классе я не веду, но Таня вместе с одноклассниками пришла ко мне в кружок компьютерного дизайна. После летних каникул девочка заметно повзрослела, стала спокойнее. Я обрадовалась, что её поведение приблизилось к норме, но особого значения этому не придала: все дети проходят в своем развитии одни и те же этапы. Однако первые же работы девочки меня приятно удивили. Оказалось, что
     у Тани тонкий художественный вкус. Ни на уроках информатике, ни на занятиях кружка в первом классе ничего похожего она не демонстрировала. Медленно и терпеливо девочка перебирала шрифты, подбирая самый подходящий для открытки ко Дню учителя, тщательно отрабатывала детали оформления плаката… Но в полную силу она раскрылась, когда мы начали делать «дизайнерские ёлки».
    Этот проект я затеяла, чтобы разбудить фантазию ребят, помочь им понять, что неожиданное решение можно найти для самой обычной вещи. Разрушить стереотип «ёлка зелёная и колючая» оказалось нелегко. Пришлось подсказать детям, что ёлку при желании можно собрать и из кирпичей, и из детской пирамидки, и из мандаринов, и из деталей ЛЕГО… Дальше этого большинство ребят не пошло. Таня тоже стала возводить свою ёлку из рыжих мандаринов. «Дерево» вышло на славу: стройное, ровное, сияющее… А когда девочка украсила его разноцветными гирляндами мишуры, за её спиной замаячили удивлённые физиономии кружковцев. Но и на этом она не остановилась, создав в итоге картинку с голубым небом, лёгким снежком и бравым снеговиком, который охраняет мандариновое чудо. Ребята единодушно признали Танину ёлку самой удачной.

     
    На последнем занятии я рассказала ребятам, как проходит защита проектов. После этого каждый должен был выйти к интерактивной доске, на которой красовался его рисунок, представиться, рассказать, из чего сделана его ёлка, а потом ответить на вопросы товарищей. И тут Таня снова стала лучшей, мгновенно усвоив правила защиты. Вежливо поздоровавшись, она коротко, но чётко объяснила, что выбрала мандарины, потому что хотела сделать ёлочку «красивой и вкусной», а еще «передать запах Нового Года». Вопросы, которые она задавала друзьям, тоже были ясными и толковыми…
    Итак, прорыв налицо. По крайней мере, в спокойной, непринуждённой обстановке кружка, занимаясь делом, которое ей по душе, девочка регулярно показывает себя с лучшей стороны – и получает заслуженную похвалу. Её рисунок попал на первую страницу школьной газеты. Довольна она, довольна и мама. Особую ценность этой, в общем-то, типичной «ситуации успеха», я вижу в том, что она создалась не искусственно, а сама собой, как следствие развития способностей ребёнка. При этом утверждать, что на этот процесс повлияли отношения в классе, я бы не стала: сильных «художников» там нет, так что «тянуться» девочке не за кем.
    Бесспорно, одна из главных задач школы – помочь детям максимально раскрыть свои способности. Но значит ли это, что успех, достигнутый в одной области, перевесит проблемы, годами нараставшие в других? К примеру, неспособность запомнить таблицу умножения, которая вызвана не столько нежеланием ребёнка или неуверенностью в себе, сколько особенностями развития? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Хотим мы или нет, современная российская школа – это, прежде всего, конвейер по освоению знаний, на котором место ученика определяет то, насколько успешно он усваивает положенную порцию информации и учебных действий.
    Сегодня Таня ещё не понимает, что знает многие предметы гораздо хуже одноклассников, и потому беспечно радуется любому успеху. Но пройдёт год-два, и она столкнётся с тем, что не в состоянии выполнять задания, которые делает её сосед по парте, что в учёбе она безнадёжно отстала. Вряд ли тогда её спасут от психологического кризиса успехи в рисовании или любой другой отдельно взятой дисциплине. (Сколько я наблюдала таких кризисов у других ребят…)
    Темпы и направление развития человека предугадать действительно трудно. Но для детей, имеющих серьёзные отклонения в развитии, ситуация постоянной гонки за лидером – не лучший стимул совершенствования. В этом случае не ученик должен подстраиваться под требования, а школа учитывать его особенности. Основой такого подхода должна стать «мягкая» шкала оценок, позволяющая акцентировать внимание на личных достижениях каждого, а не сравнивающая отличника с троечником. Но до этого российское образование ещё не доросло…
    [*] Имя изменено.

    Категория: 2013 | Добавил: katerzot | Теги: инклюзивное образование, ситуация успеха, ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
    Просмотров: 419 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]