Понедельник, 29.04.2024, 21:50

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2013

    ...И "Малого зала" мало
    09.02.2013, 14:33
     30 ноября на главной информационной площадке столицы, в агентстве «РИА-Новости», встретились участники проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права», стартовавшего в 2010 году. В рамках этого проекта около 100 школьников в возрасте от 12 до 18 лет из пяти регионов изучали положение детей с инвалидностью в своих городах.
    Организаторы проекта назвали мероприятие пресс-конференцией. Однако на деле это было живое обсуждение результатов работы и путей решения проблем, которые вскрылись в процессе исследования. В обсуждении приняли участие подростки с инвалидностью из Архангельска, Волгограда, Калининграда, Москвы и Самары, столичные журналисты, а также Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и Заместитель посла Европейского Союза в России Майкл Вебб. Тема вызвала такой интерес, что организаторам пришлось срочно искать дополнительные стулья.
    Доклады ребят оказались не по-детски серьезными. К примеру, волгоградцы охватили опросами 350 детей-инвалидов, москвичи – около сотни. Так что за сухими диаграммами, показанными на экране, стоят вполне реальные проблемы, которые мешают сотням ребятам нормально жить.
    Размышляя по поводу услышанного, Е.А. Бунимович подчеркнул: «Проблемы общие, хотя в каждом регионе есть свои особенности». Пройдемся по основным болевым точкам, выявленным школьниками.
    Где учиться?
    Ребята из Москвы и Волгограда сосредоточили свое внимание на формах образования. В этих регионах развивается инклюзивная форма, однако она – далеко не единственная. По словам докладчика из Москвы Кирилла Дроздкова, 51 % опрошенных детей-инвалидов учатся в спецшколах, 30 % - в массовых школах, остальные – дистанционно или на дому. В Волгограде, как рассказали Анастасия Живокина и Рината Суяргулова, положение несколько иное: 45 % опрошенных учатся в массовых школах, 35% – в интернатах, 12% – дистанционно, 18 % – на дому. А, к примеру, в Архангельске дети с разными формами инвалидности, в том числе незрячие, учатся в школе № 5, где из 400 учеников 85 – инвалиды. (Доклад делали ученики школы № 5 Андрей Лешуков и Вадим Холодило.) Одна-единственная инклюзивная школа, по словам Анны Панджакидзе и Гульнары Шарафутдиновой, есть и в Самаре – городе-миллионнике.
    Между тем, большинство опрошенных ребят с инвалидностью хочет учиться именно в массовых школах. В Москве таких 57 % - больше половины. Правда, для этого, подчеркнули москвичи, школы должны быть доступны не только физически, но и информационно. Что это такое, объяснили юные архангелогородцы. В их школе есть пособия для зрячих и для незрячих детей, а вот для ребят с частичной потерей зрения – нет. Они же подметили еще один минус обучения в массовой школе – отсутствие полноценной реабилитационной программы.
    Комментируя выводы докладчиков, Е.А. Бунимович напомнил о шаткости статуса инклюзивной школы в России. «По моим сведениям, Москва, к сожалению, – единственный регион России, в котором принят закон об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Да, он не панацея. Я как Уполномоченный по правам ребенка в Москве в основном занимаюсь случаями, когда этот закон нарушается. Мы хорошо знаем, что далеко не все позиции этого закона реализованы. Но когда есть нормативная база, и я, и родители детей с инвалидностью можем иначе разговаривать с теми чиновниками, которые должны решать их вопросы. Сейчас принимается федеральный закон "Об образовании”. Там есть некоторые позиции, связанные с правами детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, они пока довольно абстрактные. Но главное – чтобы они были. Если сравнивать ситуацию в образовании за последние 10 лет, прогресс, конечно, есть. Он заключается не только в пандусах и лифтах, которые где-то появляются (это не самое главное), а в том, что разговор об этом во всех аудиториях стал не исключением, а нормой. Поверьте, это не так просто. Я хорошо помню, когда мне говорили, что в России инклюзивного образования не будет никогда. Потом в Правительстве Москвы пункт о подготовке учителей для инклюзивных школ включили в программу Года инвалидов (речь идет о 2009 годе, - Е.З.). Мы хорошо понимаем, что есть материальная часть вопроса, которая требует больших вложений и учета особенностей разных категорий детей с инвалидностью. Когда мы говорим о ребенке с подтвержденным статусом инвалидности, на его обучение выделяется в 2-3 раза больше средств, в зависимости от тяжести заболевания, чем на обучение ребенка без инвалидности. Но когда мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья (по нашим подсчетам, их примерно в 4 раза больше), дополнительных средств на них не выделяется, т.к. особого юридического статуса у них нет. Это серьезная организационно-финансово-нормативная проблема, которую надо обязательно решать. В проекте нового закона об образовании опять-таки не прописано, что такое "ограниченные возможности здоровья”, какие это дети. Это плохо, потому что в этом случае помощь им опять-таки не будет адресной. Статус ребенка с ОВЗ потребует выделения значительных финансовых ресурсов, но я считаю, что это необходимо сделать.
    Однако все это – одна сторона вопроса. Другая сторона, не менее важная, заключается в социально-психологических моментах, характеризующих и семьи, в которых растут дети с инвалидностью, и их окружение, и общество в целом. Мы видим, что дети хотят учиться в разных школах – и должны предоставить им и их семьям возможность выбора.
    Есть еще круг профессиональных проблем. Мало педагогу и образовательному учреждению захотеть работать в инклюзивной среде. Нужно очень много специальных знаний. Многие недоразумения и неудачи в этой сфере связаны не с нежеланием учить, а с неумением найти подход к ребенку с определенной формой инвалидности. Все вместе это создает большой комплекс задач, решение которых в нашем городе, как мне кажется, движется в позитивную сторону».
    Из пункта А в пункт В
    Команды из Архангельска, Калининграда и Самары особо выделили проблему доступности. В самом деле: чтобы учиться в инклюзивной школе, надо ежедневно добираться сначала туда, а потом – обратно. Между тем, с транспортной доступностью в городах по-прежнему плохо. Ребята из Самары с возмущением констатировали, что низкопольного транспорта в городе нет вообще. В Калининграде, по сообщению Каролины Муц и Александра Летовальцева, водители не объявляют остановки и не подъезжают вплотную к тротуару.
    Но хуже всего положение с доступностью в Архангельске. Докладчики, ребята с нарушениями зрения, отметили, что в этом городе есть незаасфальтированные улицы, улицы с незаделанными люками и отверстиями ливневой канализации. «Ходить по такому городу опасно не только слепому, но и здоровому человеку», – подчеркнули они. Неудивительно, что в Архангельске водители порой останавливают автобус в … луже: куда деваться, если вся улица – одна большая грязная лужа? Впрочем, Е.А. Бунимович оценил эту информацию иначе: «Когда я слушал сообщение из Архангельска, то подумал: проблема не только в водителе, который останавливает автобус в луже, но и в пассажирах, которые должны препятствовать таким случаям. Тогда среда будет более благоприятной для всех, в том числе – и для ребят с инвалидностью. Начинать, – продолжил он, – нужно с того места, где ты находишься, мимо которого идешь. Например: мы встречаемся с детским Советом при Уполномоченном по правам ребенка в Доме учителя. Это очень удобно: самый центр Москвы, рядом с метро. Но здание Дома учителя совершенно не приспособлено для инвалидов. Конечно, всегда найдутся сотрудники, которые помогут, поднимут… Но это не должно восприниматься как норма».
    Человеческий фактор
    Ребята и сами понимают: проблема доступности не сводится к технике. «Люди без инвалидности не готовы видеть в инвалидах равноправных членов общества, а люди с инвалидностью не готовы отстаивать свои права»,– с грустью констатировали юные самарцы. Впрочем, они же показали: стереотипы можно и нужно менять. Одной из первых в их проекте стала акция «Зеленая аллея»: ребята без инвалидности пришли в спецшколу, пообщались со своими сверстниками и посадили у школы целую аллею деревьев. Ее участники вспоминают, с какой настороженностью встретили гостей родители учеников-инвалидов. Но, видя, что ничего страшного с их чадами не происходит, они быстро успокоились.
    Перемены в обществе отметил и папа Кирилла Дроздкова. «Мы добирались до "РИА-Новости” на метро. Несколько лет назад, когда мы спускались в метро, на нас смотрели, как на диковину. А сегодня буквально все спешили нам помочь!»
    А группа участников проекта из Архангельска наладила контакты со студентами Северного (Арктического) федерального университета. Теперь там появилась группа волонтеров, которые помогают в учебе студентам-инвалидам: сопровождают опорников, переводят лекции в электронную форму…
    Впрочем, только усилиями добровольцев проблемы тоже не решить. Недаром москвичи отметили: 77 % учеников с инвалидностью проводят свободное время дома за компьютером, тогда как большинство ребят без инвалидности гуляют с друзьями, ходят в кино, занимаются в кружках и секциях… Такой разрыв оказался неожиданным для Уполномоченного по правам ребенка в Москве. «До сих пор я мало задумывался о свободном времени ребят, – признался Е.А. Бунимович. – А сегодня понял: пора думать. Мы видели, что планы на будущее у детей с инвалидностью и без нее похожи – и слава Богу! А вот свободное время они проводят очень по-разному. Оговорюсь: я не очень верю, что дети без инвалидности только и делают, что ходят с друзьями в кино, театры и музеи; думаю, некоторые тоже сидят часами в социальных сетях. Но у них есть такая возможность! Нам нужно сделать так, чтобы дети с инвалидностью тоже могли гулять по улице, заниматься в кружках, отдыхать в летних лагерях».
    Главный результат
    Наивно думать, что для взрослых, пришедших в «РИА-Новости», цифры и факты, собранные юными участниками проекта, стали сенсацией. Думаю, не ошибусь, если скажу, что главным результатом проекта для нас стали … сами ребята. Раскованные и уверенные, они свободно, но вежливо передвигались по тесному залу, уверенно осваивали технические новинки (к примеру, дистанционный пульт управления слайд-шоу). На это обратил внимание и Е.А. Бунимович: «В этой аудитории я вижу воплощение перемены, к которой мы долго шли и теперь, кажется, приходим. Москва первой в России подписала с ЮНИСЕФ договор, согласно которому мы получаем статус "города, доброжелательного для детей”. (Это не значит, что мы уже доброжелательны, но мы очень хотим такими быть.) В этом договоре есть одна позиция: участие детей в решении вопросов, относящихся к их жизни. Она, как ни странно, реализуется с бо́льшим трудом, чем те, которые требуют значительных финансовых затрат. Мы к этому не привыкли, у нас обычно взрослые собирались и решали, что нужно делать, чтобы детям было хорошо, Следующий этап: среди взрослых появлялся ребенок, который старательно повторял то, что хотят от него услышать взрослые. А здесь дети сами говорят о своих проблемах, делают серьезные выводы на базе реальной деятельности. Это уже – достижение. Но нужно сделать еще один шаг. У нас создан детский совет при Уполномоченном по правам ребенка в Москве. Туда, в том числе, входят и ребята с инвалидностью. На очередном заседании московское сообщение будет доложено членам этого совета. Пусть все ребята подумают, как дальше двигаться в вопросах оказания помощи детям с инвалидностью».
    Изменения, произошедшие в сознании ребят, – главный результат проекта и для его организатора, директора РООИ «Перспектива» Денис Розы. «Все ребята молодцы. Они учились быть лидерами, узнали многое о своих правах. Теперь они проводят уроки в школах, где рассказывают о том, кто такие инвалиды. Они приобрели много друзей. Здесь мы не ставили задачу рассказать обо всем, что сделано. Но для нас самое главное – что они изменились сами и готовы менять мир вокруг себя».
    «Когда ребята вошли в зал, я поймала себя на мысли, что они очень похожи на своих западных сверстников: красивые, раскованные, энергичные», – поделилась я с Денис своими наблюдениями. «Да? Как приятно! – оживилась она. – Вот это – оценка нашего проекта! Ведь вначале они не были такими. Для нас это вообще – принципиально новый проект. Мы много работали с молодыми людьми с инвалидностью, и было важно, чтобы молодые лидеры стали работать с детьми. Сейчас мы ищем возможности для продолжения проекта. У нас, по крайней мере, в Москве уже выстроилась очередь детей, которые хотят участвовать в такой работе! Мне кажется, это очень важно, потому что дает детям огромный стимул к развитию своих возможностей, к отстаиванию прав. Они становятся примером для других ребят!
    Помощь
    Одним из спонсоров проекта стало представительство Евросоюза в России. «Представительство Евросоюза регулярно поддерживает мероприятия, приуроченные к Международному дню инвалидов – подчеркнул заместитель посла Европейского Союза в России Майкл Вебб.– Их тематика разнообразна, но все они вписываются в ту систему ценностей, которую Евросоюз продвигает как в странах – членах Евросоюза, так и за его пределами. Ее можно охарактеризовать словом «включение»: включение детей с инвалидностью в жизнь сообщества, в процесс принятия решений. Инвалидность – это вопрос прав человека, а не повод для разделения общества. Права ребенка являются для нас приоритетом. Они включаются в права человека, и члены ЕС обязаны их защищать. В 2006 году Еврокомиссия выпустила коммюнике "На пути к стратегии ЕС по правам ребенка” с целью их эффективного изучения и защиты. Европейский Союз содействуют реализации и защите прав ребенка в различных странах через программы с относительно небольшим финансированием с участием общественных организаций и гражданского общества. Так были достигнуты ощутимые достижения. Мы видим их на примере этого проекта. Ребята показали очень важные и хорошие результаты. Благодаря этой поддержке, 26 школ в российских регионах принимают детей с инвалидностью. Был создан и работает Совет по вопросам инвалидов[*], который объединяет неправительственные организации, работающие в этой сфере, и работодателей. Нам приятно сознавать, что с нашей поддержкой организации гражданского общества эффективно сотрудничают друг с другом, накапливают знания и обмениваются опытом, вовлекают в работу детей и волонтеров, сотрудничают с властями и бизнесом и достигают результатов, которые меняют жизнь детей к лучшему. Конец этого проекта – это только начало. Надеюсь, что такие дети, как вы, смогут изменить будущее, а мы готовы помочь вам».
    Не знаю, как у других, а у меня откровения чиновника из Евросоюза вызвали смешанное чувство благодарности и досады. С одной стороны, я отлично понимаю, что в России без такой поддержки процессы, о которых говорил Е.А.Бунимович, шли бы намного медленнее. С другой – обидно, что российские благотворители и общественные организации не спешат развивать подобную деятельность, предпочитая, как 20 лет назад, тратить средства на подарки к 1 сентября или Дню инвалида. Или я не права, и отечественные энтузиасты просто не научились «раскручивать» свои проекты?
    Екатерина ЗОТОВА
    [*]Возможно, имеется в виду Совет Бизнеса по Вопросам Инвалидности (СБВИ) — российская общественная организация, объединяющая компании, которые активно трудоустраивают людей с инвалидностью, обмениваются международным и российским опытом такого трудоустройства, лоббируют эту практику среди других организаций, а также адаптируют продукты и услуги своих компаний под потребление людьми с инвалидностью. Совет был создан в 2008 году при инициативе РООИ «Перспектива» и компаний (Nike, KPMG, Citibank, АНКОР и др). На май 2012 года в организацию входило 17 членов. (Информация о Совете взята из Википедии.)

    Категория: 2013 | Добавил: katerzot | Теги: РООИ Перспектива, РИА-Новости, инклюзивное образование, Евгений Бунимович
    Просмотров: 336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]