ЦАРИЦА ПАРКЕТА
Любую проблему на свете можно решить танцуя.
Джеймс Браун, американский певец
Впервые я увидела президента клуба «Дуэт» Ирину Гордееву именно на паркете, на Первом открытом турнире Москвы по спортивным танцам на колясках. Сияя ослепительной улыбкой, в эффектном бальном платье она казалась воплощением женской силы, царственного обаяния, непререкаемого авторитета. Даже кружась в медленном вальсе с Александром Ляпиным, полностью подчиняясь его воле, Ирина продолжала казаться ведущей, а не ведомой… Поэтому меня не удивило, что в перерывах между выступлениями вокруг этой светской дамы (кстати, одной из организаторов турнира) постоянно толпились волонтеры. Она то и дело давала им какие-то поручения – и люди с готовностью бросались их выполнять…
Поговорить нам тогда не удалось. Чтобы записать это интервью, я приехала на тренировку «Дуэта» в тот же Дворец спорта Московского госуниверситета приборостроения и информатики, где проходили соревнования. Признаюсь: я не сразу поверила собственным глазам, когда узнала Ирину в худенькой женщине с внимательным взглядом, одетой в серенький спортивный костюм. Спеша проверить, выгрузили ли коляски, она почти проскочила мимо меня, но вдруг узнала и приветливо кивнула.
Перед тем, как начать интервью, Ирина решала оргвопросы с членами клуба, и я видела, что здесь, среди своих, она – не руководитель, а просто товарищ, может быть, только более опытный. Впрочем, многие считают, что идеальная женщина-руководитель должна подчинять не силой, а обаянием и мягкостью… С этого противоречия в ее облике я и начала разговор.
– Удивительно: на паркете и в жизни вы – два совершенно разных человека. В танце – горделивая светская дама, которая снисходительно поглядывает вокруг, упиваясь собственным совершенством…
– Ну, это – искусство артиста, образ, который мы создаем. А в жизни я аккумулирую силы, чтобы снова выплеснуть их в танце.
– Да нет, в жизни вы скорее напоминаете энергичного, располагающего к себе деятеля, симпатичную бизнес-вумен…
– Только не «бизнес», зарабатывать деньги у меня не особо получается. Мы их наоборот тратим…
– «Мы» – это, как я понимаю, клуб «Дуэт». Кстати, давно ли он возник?
– Как юридическое лицо, клуб существует с 2009 года, в 2010 мы создали Московскую федерацию спортивных танцев на инвалидных колясках, в которой я тоже была избрана председателем. А до этого несколько лет мы были просто коллективом единомышленников.
– Дозревали…
– Ну, да. Постепенно нас становилось все больше…
– Сколько же вас сейчас?
– Сегодня в клубе профессионально занимается танцами около 20 человек.
– Немало.
– Это очень немало. В других регионах России, где развивается этот вид спорта (а их не так уж и много), считается хорошим клуб, в котором есть 2-3 пары. Так что сейчас у нас – самая многочисленная группа. И останавливаться на этом мы не будем! Мы уже можем из массы желающих выбирать лучших, тех, кто станет профессиональными спортсменами. При этом другие могут спокойно продолжать заниматься для себя…
– Но в основном вы ориентированы на профессиональный спорт…
– Да, конечно. Я считаю, что очень важно, когда у людей в коляске появляется цель в жизни и они стремятся ее достичь.
– Это – убеждение, основанное на собственном опыте?
– Можно и так сказать… Я села в коляску в 16 лет, после автокатастрофы. В 2003 году попала по программе Центрального округа Москвы в Белоруссию, в республиканский реабилитационный центр для спортсменов-инвалидов. Там я и узнала, что есть такой вид спорта, и начала заниматься. До этого только слышала краем уха… Мне очень понравилось. Приехав в Москву, я решила продолжать заниматься танцами. Но оказалось, что у нас нет ни танцоров, ни педагогов, ни колясок, ни костюмов… Всё пришлось начинать с нуля, постепенно.
– Ничего себе «постепенно»! За 10 лет подняться с любительского уровня до двукратной победительницы Кубка Мира, пятикратной чемпионки России, обладательницы всевозможных кубков! И ведь в число лучших танцоров России из клуба входите не вы одна…
– Я согласна, что путь мы прошли большой. Но знаю и другое: многое происходило не так быстро и легко, как хотелось бы.
– Трудности понятны, ведь танцы на колясках – удовольствие не из дешевых.
– Да, у нас очень дорогие костюмы, которые нужно обновлять каждый год, недешевые коляски, выезды на международные соревнования… Сейчас, слава Богу, средства на это есть, хотя финансов по-прежнему не хватает. Крутимся, как можем…
– Кто вам помогает?
– Спонсоров не очень много. Среди наших добрых друзей – компания «Трансаэро».
– Ну, это – серьезный партнер.
– Да, они нам хорошо помогают. Кроме того, некоторые коляски предоставили фирмы «Отто Бокк» и «Актив». Есть и некоторые другие организации. Мне бы очень хотелось, чтобы все наши друзья знали: мы благодарны им за любую помощь!
– Но мало иметь костюмы с колясками, надо еще и спортсменов на тренировки доставлять…
– Да, и в этом нам очень помогает столичный Департамент соцзащиты. Дважды в неделю по заявке, как всем организациям инвалидов, нам выделяется автобус с подъемником, и мы собираем ребят по всей Москве. Долго, конечно, но – что делать. Мы очень благодарны правительству Москвы за эту возможность. Без этих автобусов многие просто не смогли бы добраться до зала.
– Вы и спортивные коляски за собой возите…
– Да, мы ведь тренируемся в трех местах: здесь, во Дворце спорта Московского госуниверситета приборостроения и информатики, в Центре досуга и творчества молодежи «Россия» и в Доме культуры «Нагорный». Естественно, мы выбираем только те помещения, которые удобны для людей на колясках. Все это непросто, но мы – люди привычные.
– Когда я впервые попала в этот Дворец спорта, то была приятно удивлена уровнем его доступности.
– Да, здесь есть пандусы, удобные раздевалки, туалет. Сам зал большой, площадь более 1100 кв.м. Ведь колясочникам, чтобы танцевать, нужен простор! Мы очень благодарны руководству спорткомплекса за то, что с 2009 года регулярно здесь тренируемся.
– Радует и то, что за последние годы таких залов в Москве стало намного больше. Тот же Центр «Россия» изначально создавался с учетом всех требований безбарьерной среды.
– И другие стараются. Зал в «Нагорном» небольшой, 200 метров, но тоже удобный, на первом этаже. Руководство Дома культуры сделало для колясочников специальный туалет, покрыло лаком пол…
– Давайте все-таки отойдем от оргпроблем. Я видела, что вы с одинаковым успехом выступаете в категориях «Комби» (один танцор на коляске, другой – без) и «Дуо». Какой вариант вам нравится больше?
– Нравится и так, и так. В «Комби» мне немного не хватало самостоятельности, там ведущий – партнер. Хотя иногда приятно почувствовать себя ведомой, мне это ощущение тоже нравится… Мне захотелось танцевать в дуэте, чтобы больше двигаться самой. Попробовала – получилось. Сейчас у меня одно дополняет другое, заниматься чем-то одним было бы скучно.
– А в жизни вам нравится быть ведущей?
– Не могу сказать, что мне очень хотелось быть руководителем. Просто жизнь так выносила, что поневоле приходилось брать на себя ведущую роль. Так складывались обстоятельства, – Ирина смущенно засмеялась. Было видно, что эти слова – не рисовка, что передо мной – сильная, самодостаточная личность, которой не нужны должности и титулы как внешние знаки успешности. Поэтому я решила задать ей вопрос, дельный ответ на который можно получить далеко не от каждого инвалида «со стажем».
– Что бы вы посоветовали девчонкам, да и парням тоже, которые недавно оказались на коляске?
– Нужно брать себя в руки и искать какие-то пути, какие-то цели для дальнейшей жизни. К сожалению, кроме себя, никто нам не поможет. Конечно, хорошо, когда помогают родственники, близкие. Но прежде всего надо искать опору в себе. Обязательно нужно продолжать общаться с друзьями, искать дело, которое тебе по душе…
– Для вас таким делом стали танцы?
– Получается, что так. Я и сама танцую, и клубом руковожу. Всё переплетается с танцами. Даже свою половинку нашла на паркете. Это – Дима Торгунаков, мой партнер в категории «Дуо». Уже несколько лет мы вместе…
Интервью закончилось, Ирина Гордеева покатила к своим товарищам, на ходу указывая то одному, то другому на недостаточную растяжку или нечеткие движения. Я видела, с какой настойчивостью парни и девушки отрабатывают каждый танцевальный элемент и впервые поняла, почему танцы все-таки отнесены к видам спорта. А в открытые двери спортзала заглядывали ребятишки, пришедшие на тренировку в другие секции, и с восхищением наблюдали, как взрослые люди на колясках выписывают замысловатые пируэты, порой почти не касаясь руками колес.
Пожелаем Ирине и ее подругам не терять нежности и обаяния в этом суровом и все же таком женственном виде спорта. А их партнеры пусть круглый год окружают своих дам тем же вниманием и заботой, которые они демонстрируют на паркете!
Беседовала Екатерина ЗОТОВА