Воскресенье, 28.04.2024, 00:48

Меню сайта
Категории раздела
2014 [4] 2013 [16] 2012 [10]
2011 [1] 2010 [1] 2009 [0]
2008 [0] 2007 [1] 2006 [1]
2005 [0] 2004 [0] 2003 [0]
2002 [1] 2001 [0] 2000 [1]
1999 [1] 2016 [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Газета "Русский инвалид"
  • ЦСА "Одухотворение"
  • Журнал "Луч Фомальгаута"
  • Главная » Файлы » 2012

    ВВЕРХ ПО СКОЛЬЗКОЙ ЛЕСТНИЦЕ
    09.02.2012, 19:07
     Осенью 2011 года исполнилось 20 лет одному из старейших московских клубов инвалидов «Контакты-М». Не только в Москве, но и во многих районах Подмосковья знают ежегодные конкурсы моды, которые он проводит. А еще – турпоходы, мастер-классы рукодельниц, большая работа с детьми-инвалидами. В сентябре клуб стал обладателем премии имени гимнастки Елены Мухиной в номинации «Общественная организация». Словом, поводов для беседы с его неутомимым руководителем Антониной Викторовной БАСТРЫКИНОЙ оказалось предостаточно. 
    – Начнем с воспоминаний. Как появились «Контакты-М»? Какие цели ставили вы, его создатели?
    – Клуб возник, в общем-то, случайно, и я его создателем не была. В инвалидном движении я с 1987 года. Была в инициативной группе по созданию Московской городской организации инвалидов-опорников и до сих пор являюсь членом правления МГО ВОИ. Примерно в это же время был создан клуб «Контакты» и я стала его членом. Но вскоре клуб разделился по направлениям деятельности. Мне предложили возглавить «Контакты-М».
    Мы стали заниматься социально-культурной реабилитацией и туризмом. Первым нашим большим мероприятием стал конкурс на лучшую модель одежды и выставка прикладного творчества…
    – Так вы на добрые 15 лет опередили нынешние фестивали особой моды!
    – Выходит, так. Но у нас другой подход. Сама идея возникла под влиянием конкурсов, которые проводил журнал «Бурда Моден». Инвалидов туда не брали. Однажды мы пришли в редакцию и сказали: «Вы понимаете, что такое положение дел – дискриминация?» Оказалось – понимают, но менять правила не будут. Зато компания «Бурда Моден» стала нашим постоянным спонсором. Поэтому мы не отбираем лучших, прийти на конкурс и показать свое изделие может каждый. Ведь шитье, рукоделие – это кладезь реабилитационных возможностей! Наши конкурсанты стремятся выглядеть модно, украсить свой быт, у них появляется смысл жизни и друзья по интересам… Кроме того, чтобы показать изделие на подиуме, надо преодолеть страх, застенчивость, нерешительность… Людям с инвалидностью это очень важно!
    Первый конкурс мы задумывали как разовое мероприятие. Успех был грандиозный. А через какое-то время начались звонки: «А еще конкурс будет?» Так, по просьбе «снизу», конкурс стал ежегодным. У нас есть мастерицы, которые принимали участие во всех конкурсах! Помню Александру Ивановну Голубеву, которая покупала стриженую шерсть, сама пряла ее и каждый год приезжала с новым оригинальным вязаным жакетом. Правда, в последние годы ее следы затерялись, телефон не отвечает… В лучшие годы мы проводили по три конкурса: в сентябре – ситцево-шелковый (итоги лета), под Новый год – карнавальный и в апреле – общий. Сейчас – и с организацией сложнее, и рукодельниц стало поменьше, но конкурсы продолжаются. И по-прежнему приезжают на них люди со всего Подмосковья и часто из С-Петербурга. А между ними проводим консультации, мастер-классы, курсы обучения шитью, вязанью, моделированию одежды, технике изготовления поделок.
    Словом, делаем все, чтобы люди побольше общались и совершенствовались в творчестве. Ведь одна из самых тяжелых проблем инвалидов – социальная дезадаптация, когда человек садится дома, замыкается на своих болячках, впадает в депрессию и в итоге начинает просто бояться жизни! Твердо знаю: новое увлечение, интересное занятие – лучшее лекарство от хандры!
    – А туризм?
    – Туризм – тоже одно из эффективных средств реабилитации человека с различными видами и категориями инвалидности. Он дает возможность физического развития, оздоровления, расширения круга общения, способствует адаптации к различным условиям, расширяет кругозор, повышает уверенность в себе. Мы используем различные виды туризма: автопробеги, пешие и водные походы, экскурсионные поездки. Для подростков и молодежи с целью приобщения к активному и здоровому образу жизни организуются оздоровительно - познавательные походы с устройством 10-15 дневного палаточного лагеря.
    На основе опыта, накопленного в организации, написана книга «Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями». Она вышла в 1999 году… Я благодарна моему мужу Виталию Валентиновичу Бастрыкину, светлой его памяти, за идею автопробегов, разработку маршрутов, техническую поддержку и помощь в подготовке и проведении наших летних поездок и пробегов.
    Так мы и жили около 10 лет: летом – турпоездки и круглогодично – занятия прикладным творчеством. Но меня никогда не интересовала формальная работа, гонка за количеством проведенных мероприятий. Всегда хотелось чего-то нового по сути. В 1996-1998 годах МГО ВОИ участвовала в канадско-российском проекте по подготовке специалистов по оккупационной терапии и менеджменту по работе с инвалидами. Мне довелось работать в этом проекте и те знания и подходы которые использует оккупациональная терапия продвинули меня в понимании проблем инвалидности.
    – В чем они заключаются?
    – В России любой специалист, а за ним и обыватель, видя инвалида, прежде всего думает о том, чего этот человек не может. А область реабилитации, называемая «оккупациональная терапия», исходит из того, что человек может. Отсюда – разные задачи: не исправлять какие-то «недостатки», а как можно полнее использовать возможности, которые в этом человеке заложены, используя доступность среды, государственные и общественные ресурсы. На заключительной конференции этого проекта мое выступление услышала директор Химкинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и пригласила к себе работать. У меня к тому времени уже созрела программа социальной адаптации подростков с инвалидностью, и я с радостью согласилась. Все складывалось как нельзя лучше. Наш проект поддержал ЮНИСЕФ –Детский Фонд ООН. Единственная ложка дегтя – отношение некоторых сотрудников центра. Они никак не могли понять, как это колясочник будет работать с детьми и ездить грязными колесами по их коврам.
    А через 4 месяца, на выпускном экзамене первой группы, в которой были ребята от 13 до 18 лет, мы покорили всех. Сначала прошел Круглый стол по правам человека, где подростки со знанием дела рассуждали об этой недетской проблеме, а потом – защита проектов группами по 3-5 человек. Некоторые ребята раскрыли такие таланты, о которых никто и не подозревал. Например, одна группа выбрала своим лидером девочку, у которой стоял диагноз «умственная отсталость». И она замечательно организовала работу, проявив себя мыслящим человеком!
    С тех пор социализация детей, подростков и молодежи с инвалидностью стала еще одним важным направлением деятельности клуба. Мы разработали целую систему предметов, объединенную названием Школа «Лидер». Это – информатика, менеджмент и самоменеджмент, философия и принципы Независимого образа жизни, психология общения и конфликтология, имиджетерапия, риторика, адаптивная физическая культура и даже амурология. (Под этим завлекательным названием подразумевается этика и психология семейной жизни.) Действует подпрограмма социально-бытовой адаптации, где дети и молодежь получают навыки ухода за собой, уборки, стирки, приготовления пищи, составления бюджета, учатся делать покупки, считать деньги и др.
    Обучение по программе социализации дает возможность молодому человеку понять и сформировать потребности и интересы, мотивацию к трудовой деятельности, способствует развитию социальных контактов, необходимых качеств личности, усвоению навыков, необходимых для полноценной жизни и интеграции. Дети становятся активнее, повышается самооценка, формируется круг интересов и общения. Но, к сожалению, сейчас мы основательно застряли на финансовых проблемах, и проводить полный курс обучения по программе социализации не удается.
    – Трудно собрать ребят?
    – Нет, дело не только в этом. Средства нужны прежде всего на оплату педагогов. Например, занятия по психологии должен вести хороший профессионал. А по опыту я знаю: даже если человек сам предложил безвозмездно позаниматься, его хватает, как правило, на два-три занятия. Дальше – либо работа спустя рукава, либо отказ под разными предлогами. И это – нормально.
    Социализация вообще – очень сложный процесс. Когда работаешь с людьми с инвалидностью, особенно – с детьми, очень важно понять, в чем трудности каждого человека. В этом мне, как ни странно, очень помогла социология. Я в нее основательно влезла и даже 6 лет назад начала писать диссертацию. Только никак не кончу: то кафедру расформировали, то проблемы в семье тормозили…
    – Среди предметов, которые ребята осваивают в школе «Лидер» есть и менеджмент. Уж не бизнесменов ли вы готовите?
    – Нет, – смеется Антонина Викторовна. – Наш менеджмент – это познание потребностей человека, общих и индивидуальных, своих потребностей и, в первую очередь, своих особенных потребностей. А самоменеджмент, – это приобретение навыков управления собой, своими потребностями, умение понимать и решать собственные проблемы. Одна из серьезных трудностей инвалидов с детства как раз и заключается в том, что они не видят своих истинных проблем, часто ведут иждивенческую жизнь, не умеют брать на себя ответственность за свои действия, не решаются завести семью.
    – Ну, это их так родители настраивают…
    – С одной стороны может быть и так. Патернализм присутствует. Родители имеют особое видение проблем своего ребенка, они стараются оградить его от трудностей, а как оказывается часто, ограждают от жизни. Сложная и очень трудная миссия родителей детей с особенностями в том, чтобы поддерживать их на пути освоения жизненного пространства и в стремлении достигать тех целей, что существуют в жизни. А мы начинаем разбираться, в чем конкретные проблемы. Молодые люди часто имеют проблемы с получением образования и профессии, не имеют круга общения, часто не приучены убирать за собой, следить за своим внешним видом, разумно тратить деньги, наконец, стирать и готовить… А ведь всё это – умения, необходимые в самостоятельной и семейной жизни! Всему этому мы стараемся их научить.
    Вспоминаю свою учебу в Первом Медицинском институте: передвигалась я на костылях, хорошо, что у меня был «Запорожец». На первом курсе в первом семестре перед зачетами на скользкой кафельной поверхности при входе в один из корпусов ломаю ногу и оказываюсь в гипсе на 4 месяца. По обычной логике на этом можно было бы закончить мое пребывание в 1 Медицинском. Какие-то колебания были. Но последующие события поставили все на свои места: при поддержке мамы и друзей, сопровождавших меня в институт с «гипсовой ногой», мне удалось справиться с 1-ой сессией вовремя. А моя замечательная группа зимой провожала меня всегда до машины во избежание неприятностей. А потом работа в аптеке, семья. И были еще скользкие ступени и переломы... и появлялся собственный опыт.
    – Сейчас не только родители одержимы гиперопекой. В некоторых спецшколах тоже детей слишком ограждают от обретения навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
    – Знаете, я с огромной благодарностью вспоминаю первого директора 31 интерната Елизавету Федоровну Попову. Вот кто не боялся ответственности! Я попала туда сразу после создания этой школы. Ходила на костылях, таких там было немного, и, в принципе, меня могли бы освободить, скажем, от дежурств по классу. Но – не тут-то было: пусть половину классной доски (сколько доставала), но я должна была вымыть! Таков был подход ко всем ученикам. И это было отличной школой…
    – Вернемся в день сегодняшний. Антонина Викторовна, изменилось ли положение инвалидов за прошедшие 20 лет?
    – Изменилось. Вспомните хотя бы то, что в конце 80-х мы год не могли зарегистрировать московскую организацию инвалидов! Удалось это сделать только в мае 1988… Более 15 лет существует транспортная служба для инвалидов. Налаживается сотрудничество и диалог с властью. Большое внимание правительство уделяет и вкладывает немалые средства в доступность окружающей среды, используя общественные организации инвалидов в качестве экспертов. Хочется надеяться, что в ближайшее время будет ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Меняется и сознание людей, на нас уже смотрят иначе, чем на рубеже 90-х. Но есть и другие люди. Многие не стесняются показать, что не понимают в чем смысл жизни таких людей. Меня это очень волнует! Позиция общества оказывает большое влияние на решение проблем инвалидности. Стереотипы отношения к инвалидам не исчезают так быстро, как хотелось бы. Необходимо совершенствование законодательной сферы, расширение рынка социальных услуг и большая просветительская работа.
    В большом внимании и заботе нуждаются дети и молодежь с инвалидностью. Надо целенаправленно формировать у подростков и молодежи навыки самостоятельности и умение брать на себя ответственность за собственную жизнь. Сегодня это – главная наша задача.
    Беседовала Екатерина Зотова
    Категория: 2012 | Добавил: katerzot | Теги: конкурсы особой моды, школа Лидер, Антонина Бастрыкина, социальная работа, дети-инвалиды, РООИ Контакты-М
    Просмотров: 557 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]